Корделл Халл | Нобелевская премия мира  1945 | Биография
Нобелевская премия мира  1945

Корделл Халл
(1871-1955)
В знак признания его заслуг по утверждению мира в западном полушарии, в укреплении торговли и становлении ООН
Биография Фотогалерея




Американский государственный деятель Корделл Халл, известный как «отец Организации Объединенных Наций», родился близ Бирдстона (штат Теннесси), он был третьим из пяти сыновей фермера Уильяма Халла и Элизабет Райли. Еще в детстве Х. помогал отцу в лесопильном бизнесе. По просьбе мальчика родители отправили его учиться, и до 18-летнего возраста он сменил несколько школ и колледжей. Х. некоторое время работал в юридических конторах Селины и Нэшвилла до поступления в 1889 г. в Камберлендский университет, где получил юридическую степень в 1891 г. Год спустя он получил право на юридическую практику.

Еще студентом Х. принимал участие в мероприятиях демократической партии. В 1892 г. он был избран в палату представителей штата Теннесси, а затем и на повторный срок. Во время испано-американской войны Х. командовал ротой добровольцев, размещенной на Кубе в 1898...1899 гг. После войны он возобновил юридическую практику в Теннесси, а в 1903...1907 гг. был судьей в Пятом округе.

Как способный и уважаемый общественный деятель, Х. вскоре выдвинулся на арену национальной политики. В 1906 г. он был избран в конгрессе США, где заседал (с перерывом на один срок) до 1931 г. В 1921...1924 гг. Х. являлся председателем Демократического национального комитета. Участвуя в проведении налоговой реформы, он сотрудничал с блоком Вудро Вильсона. Во время первого президентского срока Вильсона Х. сыграл важную роль в разработке категорий подоходного налога по тарифу Андервуда – Симмонса 1913 г. и закону о наследовании 1916 г. После того как США вступили в первую мировую войну, Х. работал над финансовым законодательством военного времени, а в 1919 г. готовил закон о «займе победы», который позволял выплатить национальный долг.

В области внешней политики Х. разделял идеалистические взгляды Вильсона и поддерживал Лигу Наций. Корни его экономических идей уходили в либерализм XIX в., и он считал, что экономический национализм представляет собой главную причину войн. Именно поэтому он выступал против политики высоких тарифов, проводимой Г. Гувером. Избранный в 1932 г. в сенат США, Х. сыграл значительную роль на съезде демократической партии, где им был написан раздел платформы о снижении тарифов.

4 марта 1933 г. Х. покинул свое место в сенате, получив назначение на пост государственного секретаря в администрации Франклина Д. Рузвельта. При отсутствии опыта дипломатической работы Х. внушал доверие благодаря взвешенной манере речи и благородной внешности. «В наши дни практически ни один народ мира, в том числе и американский, не может похвастаться твердыми основами – политическими, моральными или экономическими», – заявил Х. в первой своей речи на посту государственного секретаря. В соответствии с вильсоновскими принципами он выразил уверенность, что достойные идеалы дают ключ ко всеобщему миру и взаимовыгодному сотрудничеству.

Достижения Х. в администрации Рузвельта совпадают с некоторыми направлениями политики Вильсона: снижение торговых барьеров, дружеские отношения с Латинской Америкой, утверждение всемирной организации на основе принципов международного права. Много сил Х. отдал торговой программе, принятой в 1934 г., известной как Закон о торговых соглашениях. Опираясь на него, Х., считавший, что торговля способна снизить международную напряженность, вел переговоры с 22 странами. Он использовал тарифную политику в качестве инструмента принуждения: после гитлеровской оккупации Чехословакии дополнительными пошлинами были обложены германские товары, а в 1939 г., после японского вторжения в Китай, расторгнуто торговое соглашение с Японией.

Х. достиг успехов и в проведении рузвельтовской политики добрососедства, которая была направлена на улучшение отношений с Латинской Америкой. В декабре 1933 г. состоялась 7-я Панамериканская конференция в Монтевидео (Уругвай). Подобно Элиу Руту, своему предшественнику в администрации Теодора Рузвельта, Х. возглавил делегацию США и нанес визиты доброй воли в некоторые латиноамериканские страны. В соответствии с 8-й статьей Конвенции о правах и обязанностях государств он защищал политику невмешательства во внутренние дела стран Латинской Америки. В 1934 г. морские пехотинцы были выведены из Гаити, конгресс ратифицировал новый договор с Кубой, аннулирующий поправку 1903 г., которая узаконивала вмешательство США. На конференции по сохранению мира, проведенной в Буэнос-Айресе (1936), народы Америки договорились, что в случае угрозы западному полушарию они начнут взаимные консультации. Два года спустя, на 8-й Панамериканской конференции в Лиме (Перу), Х., озабоченный германской оккупацией Австрии, провел резолюцию, гласившую, что угроза любой американской республике будет рассматриваться как угроза всем остальным.

С началом второй мировой войны Рузвельт стал заниматься европейскими делами лично, поручив Х. тихоокеанскую проблему. С 1939 по 1941 г. Х. вел терпеливые, но безуспешные переговоры по достижению мира между Японией и Китаем и предотвращению дальнейших японских вторжений в Индокитай. Все это время Х. пытался усилить позиции умеренных в японском правительстве и ослабить позиции милитаристов.

Война только началась, когда Х. предложил создать новую мировую организацию, в которой США участвовали бы после войны. Для достижения этой цели в 1941 г. им был создан Совещательный комитет по вопросам послевоенной политики, в который входили как демократы, так и республиканцы. Не забывая неудачи Вильсона с Лигой Наций, Х. старался сделать дискуссию об организации внепартийной. Во время обсуждения он в противоположность системе региональных групп отстаивал международную структуру – план, которому впоследствии было отдано предпочтение. К авгусгу 1943 г. государственный департамент разработал документ, получивший название Хартии Объединенных Наций, он лег в основу предложений, выдвинутых США на конференции 1944 г. в Думбартон-Оксе. Нездоровье вынудило Х.

подать в отставку 27 ноября, до ратификации Хартии ООН в Сан-Франциско. Рузвельт воздал должное государственному секретарю как человеку, «который сделал больше всех для того, чтобы великий план мира приобрел реальность».

В 1945 г. Норвежский нобелевский комитет присудил Х. Нобелевскую премию мира в знак признания его заслуг по утверждению мира в западном полушарии, в укреплении торговли и становлении ООН. Не имея возможности присутствовать на церемонии из-за болезни, Х. прислал текст короткой речи, в которой выражалась признательность Нобелевскому комитету; от имени лауреата текст огласил посол США в Норвегии Литгоу Осборн. «В зловещей тени, которую вторая мировая война отбрасывает на всю планету, – писал Х., – мир становится для цивилизованного существования той же необходимостью, что и воздух для жизни. Народы и правительства обязаны утвердить и сохранить мир, и нет у них задачи важнее». Х. выразил надежду, что «жестокие уроки последней войны и перспективы Организации Объединенных Наций станут краеугольными камнями здания длительного мира и сторожевыми постами новой эры человеческого прогресса».

Оставаясь холостяком до зрелого возраста, Х. в 1917 г. женился на Роз Фрэнсез Уитц Уитни; детей у них не было. Личная жизнь Х. отличалась скромностью, он избегал великосветского общества, посвящал себя прежде всего работе. С началом болезни Х. продолжал работу по воскресеньям, пока врач не запретил ему и это. 22-летнее пребывание на посту государственного секретаря было в то время своеобразным рекордом.

Недоброжелатели часто обвиняли Х. в слепом копировании политики Вильсона, недооценке сфер влияния и неспособности понять природу власти. Другие ставили ему в вину недостаток воображения и решительности. В критических эпизодах военного времени Рузьвельт зачастую ограничивал компетенцию Х., опережая или обходя его. Тем не менее Х. заслуживает самой высокой оценки за вклад в политику добрососедства и целеустремленность в создании ООН. Его современник, британский дипломат лорд Галифакс, характеризовал Х. как «великого общественного деятеля своей страны и достойный пример для государственного человека любой части света», назвав его повсеместно уважаемым и пользующимся всеобщим доверием.