Совет Друзей на службе обществу | Нобелевская премия мира  1947 | История
Нобелевская премия мира  1947

Совет Друзей на службе обществу
В знак протеста квакеров против мировой войны
История





Совет Друзей на службе обществу был создан в Лондоне в 1927 г. для координации миссионерской и благотворительной деятельности Религиозного общества Друзей, более известных под названием квакеров. Согласно воззрениям квакеров, Дух Божий живет в каждом человеке; основоположником учения был английский сапожник Джордж Фоке (1624...1691), болезненно переживавший разрыв между нормами христианской церкви и повседневным поведением ее приверженцев. В 19-летнем возрасте он начал проповедовать способность каждого верующего «сподобиться божественного озарения, которое направит его на праведный путь».

Как и религиозные радикалы – пуритане, последователи Фокса часто подвергались гонениям. Больше всего толков вызывала приверженность квакеров принципам равенства и братства; они осуждали войну и насилие как противоречащие воле Божией, провозгласив в 1660 г.: «Мы решительно отвергаем все войны, раздоры и вооруженные столкновения, к чему бы они ни вели и чем бы ни оправдывались».

Привнесение этого принципа в повседневную жизнь дало историку Огасту Джорнсу возможность назвать квакеров «пионерами социальной службы». В 1671 г., посетив изгнанных квакеров в Вест-Индии, Фоке призывал освободить всех рабов и позаботиться об их благополучии. Спустя столетие квакеры возглавили энергичную кампанию против рабства, на митингах и в парламентских петициях они требовали положить конец работорговле в британских колониях.

В 1792 г. Друзья основали в Йорке приют для гуманного обращения с душевнобольными. Еще в начале XIX в. они стремились к улучшению условий жизни заключенных, добиваясь раздельного содержания мужчин и женщин, распределения преступников по разрядам, привлечения женщин для охраны преступниц. Довольно рано включились квакеры и в движение за трезвость, с 1839 г. перейдя к полному воздержанию и требуя от своих единомышленников отказа от изготовления и распространения спиртных напитков. Начав работу за границей, квакеры помогали жертвам ирландского голода 1847...1848 гг. Во время Крымской войны, когда английские корабли обстреливали побережье Финляндии (тогда входившей в состав России), некоторые квакеры доставляли медикаменты и ухаживали за ранеными.

Эти и другие гуманные меры принимались без какого-либо планирования, но чем больше становилось заграничных квакерских миссий, тем важнее было управлять ими централизованно. Поэтому в 1868 г. квакеры создали Ассоциацию иностранных миссий Друзей (АИМД) для облегчения работы в школах, больницах и т.д. При содействии АИМД квакеры отправлялись в Индию, Китай, на Цейлон, Мадагаскар и в другие страны...

Другая организация – Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны – появилась в 1870 г., когда добровольцыквакеры оказывали помощь в городах, пострадавших от франко-прусской войны. В качестве опознавательных знаков впервые появились восьмиконечные красно-белые звезды. Тогда же впервые квакеры стали оказывать помощь обеим сторонам вооруженного конфликта.

Во время первой мировой войны Карл Хит, обращенный в квакерскую веру незадолго до этого, выступил с предложением создать центры мира во всех странах. Предложение было принято на ежегодном собрании в Лондоне, и в 1919 г. был создан Совет международной службы (CMC). В сотрудничестве с Американским комитетом Друзей на службе обществу (АКД) CMC учредил квакерские международные центры для распространения идей доброй воли и укрепления мира. Первые такие центры появились в Европе – например, женевский выступал в прессе в поддержку только что созданной Лиги Наций, он привлекал внимание европейских лидеров к проблеме беженцев, меньшинств и лиц, не имеющих гражданства, стремясь к сотрудничеству различных общественных организаций вокруг Лиги.

В 1927 г. АИМД и CMC создали Совет Друзей на службе обществу (СД), который сначала возглавили Гарри Т. Сил-кок и Карл Хит, а после 1932 г. – Хит единолично. Новая организация, штаб-квартира которой располагалась в Лондоне, направила свои усилия прежде всего на то, что именовалось «служением умиротворению». Квакерские центры в Берлине и Варшаве созвали конференции, на которых обсуждались противоречия, вырастающие из условий Версальского договора. Квакеры неоднократно ходатайствовали перед властями в связи с преследованием тех или иных групп населения: немцев во время французской оккупации Рура, австрийцев в Южном Тироле, притеснявшихся итальянцами, немецких политзаключенных в Мемеле, в то время находившемся под литовским контролем.

Во время второй мировой войны Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны (после 1943 г. Служба помощи Друзей) вновь активизировал свою деятельность. В 1940...1948 гг. он функционировал в Великобритании, Франции, Греции, Нидерландах, Германии, Польше и Австрии. Члены комитета работали в санитарных отрядах, распределяли продовольствие и одежду среди сирот, создавали лагеря для беженцев и перемещенных лиц. Комитеты помощи после войны слились в ССД и в дальнейшем служили задачам послевоенной реконструкции.

Нобелевская премия мира 1947 г. была присуждена Совету Друзей на службе обществу и АКД в ознаменование гуманитарных заслуг квакеров на протяжении их многолетней деятельности. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Квакеры показали нам: то, что таится в сердцах, можно претворить в действие – сострадание к ближнему и желание помочь; симпатия ко всем людям, независимо от национальности и расы, в деятельной форме должна составить основу длительного мира».

Премию приняла Маргарет А. Бэкхауз, председатель Совета Друзей на службе обществу и вице-председатель Службы помощи Друзей. В Нобелевской лекции она обрисовала принципы, лежащие в основе деятельности Друзей, коснулась масштаба их работы за последние три столетия и продемонстрировала ее особенности на конкретных примерах. В заключение Бэкхауз отметила: «Приводя эти примеры один за другим, я сознавала, что многие из них раскрывают методы и мотивы, присущие всем людям доброй воли, и общество Друзей не претендует на монополию в этом отношении. Это свидетельствует скорее об универсальности истины, которая объединяет всех нас, и нам остается только молиться о наступлении дня, когда все люди направят помыслы к Царству Божию».

После получения Нобелевской премии Совет Друзей продолжал свою гуманную деятельность во многих частях света. В течение двух лет после арабо-израильской войны 1948 г. им были созданы лагеря для 235 тыс. арабских беженцев в секторе Газа. В 1961 г. Совет Друзей совместно с АКД финансировал программу международного диалога в Западной Африке. В рамках программы были организованы семинары студентов, журналистов, педагогов, специалистов по сельскохозяйственному развитию и политиков, на этих семинарах изучались проблемы конфронтации молодых государств Африки к югу от Сахары. Квакеры помогали пострадавшим от волнений в Индии, жертвам войны в Корее и Вьетнаме, голодающим в Эфиопии, Чаде и других частях Африки.

Совет Друзей на службе обществу и Комитет Друзей по делам мира и международных отношений объединились в 1978 г. Новая организация оказывала помощь посредством создания медицинских клиник и сельскохозяйственных станций в Индии и Африке, школ и центров отдыха в Ливане и Иордании; в поле ее внимания находились беженцы в Сомали, Зимбабве и Пакистане. Продолжали работу борцы за мир в Северной Ирландии, в различных городах Англии проводились вахты мира, квакеры воздействовали на английское правительство с целью сокращения расходов на вооружения. Позже квакеры распространили свою деятельность на Южно-Африканскую Республику, где способствовали вселению коренных жителей в Кейптаун, оказывали юридическую помощь населению Соуэто и следили за положением политзаключенных.

Члены Совета Друзей верят, что их труд представляет собой выражение мира, таящегося в душе каждого человека. «В каждой душе живет свидетель Бога, к которому можно воззвать и который, если будет на то воля Бога, услышит зов и придет на помощь».