Мейрид Корриган | Нобелевская премия мира  1976 | Биография
Нобелевская премия мира  1976

Мейрид Корриган
(1944)
В знак признания заслуг в деле мира
Биография Фотогалерея





Ирландская пацифистка Мейрид Корриган родилась в районе Фоллз-Роуд Западного Белфаста (Северная Ирландия). Из семи детей Эндрью и Маргарет Корриган она была второй, католическое образование получила дома и в частных школах Белфаста. Поскольку отец, стеклопротирщик по профессии, не мог продолжать платить за обучение, К. оставила школу в возрасте l4 лет и, зарабатывая кое-какие средства уходом за детьми, поступила в коммерческую школу. Проработав некоторое время помощником бухгалтера, она затем стала секретарем директора Гинесского пивоваренного завода в Белфасте; ей исполнился тогда 21 год.

Вступление в Легион Марии, католическую благотворительную организацию, подтолкнуло К. к общественной деятельности. Переехав вместе с родителями в беднейший район Белфаста Андерсостаун, К. приняла участие в организации общинного клуба и детского сада.

В те годы обстановка в Северной Ирландии резко осложнилась, католическое меньшинство проявляло все большую враждебность к протестантскому населению. В 1968 г. группа католических студентов учредила Североирландскую ассоциацию за гражданские права в знак протеста против дискриминации в управлении, труде и быту. Годом позже, когда вспышки насилия между католиками и протестантами создали угрозу общественному спокойствию, правительство Северной Ирландии обратилось к английскому с просьбой ввести войска в североирландские графства для охраны порядка. Поскольку конфликт приобретал все более жестокие формы, обе стороны создали военизированные организации. Воинственное крыло Ирландской республиканской армии (ИРА) выступало от имени католиков, а Лига обороны Ольстера (позднее Ассоциация обороны Ольстера) охраняла протестантские кварталы. В 1972 г., после очередного взрыва насилия, британское правительство распустило парламент Северной Ирландии, в котором преобладали протестанты, и установило режим прямого управления из Лондона.

Находясь в очаге конфликта, К. стала свидетельницей взрывов и других террористических актов. Она продолжала работать в Легионе Марии, где убеждала молодежь в католическом Андерсонстауне прекратить провокации по отношению к британским солдатам. В 1971 г. британские власти организовали концентрационный лагерь для осужденных террористов в Лонг-Кеш. К. посетила узников, «чтобы напомнить им, что они христиане», как она объясняла позже, и «что не к насилию призывал Христос».

В следующем году К. присутствовала на заседании Всемирного совета церквей в Бангкоке (Таиланд), спутником ее был протестантский священник из района Шэнкилл в Белфасте. В 1973 г. она совершила путешествие в Советский Союз, где приняла участие в работе над фильмом о религии в коммунистическом обществе.

В цепи насилия, с которым ирландцы постепенно свыклись, одно событие стало в жизни К. поворотным. 10 августа 1976 г. британские солдаты во время погони застрелили члена ИРА за рулем его автомобиля, который, потеряв управление, сбил сестру К., Энн Мэгир, трое ее детей, находившихся с ней, погибли. Одна из свидетельниц происшествия, Бетти Уильяме, начала сбор подписей под мирной петицией. Через три дня, сразу же после похорон, К. выступила по телевидению и, несмотря на риск, осудила деятельность ИРА. Уильяме, которая также приняла участие в передаче, огласила текст петиции и объявила о намеченном на следующий день мирном марше. 10 тыс. протестантов и женщин-католичек вышли на улицу, творя молитвы и распевая религиозные гимны. Ободренные таким откликом, К. и Уильяме совместно с журналистом С. Маккеоном решили учредить Сообщество мирных людей.

В 1976 г. Сообщество устроило ряд демонстраций. В августе 35 тыс. демонстрантов перешли из Фоллз-Роуд в протестантский район Шэнкилл, где их тепло приветствовали жители. Демонстрации состоялись в Дублине, Глазго, Лондоне и других городах; в декабре на международный съезд в Дроэде (Ирландская Республика) прибыли делегации Канады, Швеции, Норвегии, США. На мосту мира через р. Бойн состоялась демонстрация; именно в этом месте войска протестантского короля Вильгельма III нанесли поражение армии католического монарха Иакова II (память о событии до сих пор живет в преданиях североирландских протестантов).

Высокие духовные качества К. привлекали все больше сторонников Движения мирных людей. Невысокая, зеленоглазая и доброжелательная женщина была любимицей прессы и слушателей в любой аудитории. В октябре 1976 г. вместе с Уильяме она совершила поездку в США, чтобы убедить американцев ирландского происхождения не поддерживать ИРА денежными средствами.

Многие сторонники К. и Уильяме были разочарованы, когда узнали: деятельность обеих женщин развернулась слишком поздно, чтобы быть отмеченной Нобелевской премией этого года. Усилия активисток завоевали столь широкую популярность, что несколько инициативных групп в Норвегии собрали 340 тыс. долларов и передали их К. и Уильяме в качестве «Народной премии мира».

Тем не менее в следующем году К. и Уильяме были удостоены и Нобелевской премии мира 1976 г., которая не вручалась из-за отсутствия достойных кандидатов. Эгиль Орвик от имени Норвежского нобелевского комитета заявил во вступительной речи, что премией отмечается «бесстрашное стремление к миру и согласию». Нобелевскую лекцию прочитала Бетти Уильяме. «Мы глубоко, всей душой преданы идее ненасилия, – сказала она. – Тем, кто считает нас наивными утопичными социалистами, мы отвечаем: только мы являемся реалистами, те же, кто поддерживает милитаризм, подталкивают к тотальному самоуничтожению рода человеческого».

Денежные средства, полученные К. и Уильяме, позволили перейти ко второй фазе движения мирных людей, когда они наметили программу сосуществования религий посредством сотрудничества различных сект. В 1977 г. К. и Уильяме стали инициаторами «кампании демилитаризации», обратившись к террористическим группам с призывом сложить оружие. В следующем году обе активистки и Маккеон покинули свои посты в Сообществе мирных людей, чтобы попробовать себя на руководящей работе смогли и другие.

К. продолжала отдавать все силы движению за мир и в последующие годы; в частности, она стремилась к объединению протестантской и католической молодежи в добровольных трудовых лагерях. В 1981 г. К. вышла замуж за своего зятя Джека Мэгира: ее сестра, Энн Мэгир, покончила с собой через некоторое время после событий, унесших жизни троих ее детей. Семья, в которой растут теперь две дочери и трое сыновей, живет по-прежнему в Белфасте.