Нобелевская премия по литературе  1919

Карл Шпителлер
(1845-1924)
За несравненный эпос "Олимпийская весна"
Биография Библиография Фотогалерея





Швейцарский писатель Карл Фридирих Георг Шпиттелер родился 24 апреля 1845 г. в Листале, недалеко от Базеля, в семье правительственного чиновника.

Учась в Базельской гимназии, занимался музыкой и живописью, со временем, под влиянием эпической поэзии Л. Ариосто, стал писать стихи.

Изучая в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле в вузах право и теологию, продолжал писать поэзию. И лишь после восьмилетнего пребывания в Петербурге (был домашним учителем в семье генерала) в 1881 г. закончил эпическую поэму «Прометей и Эпиметей» - современную аллегорию с метафорическими параллелями к конфликтам и противостояниям современной эпохи.

Под псевдонимом Феликс Тандем он издал поэму в Швейцарии за собственные средства.

Работал домашним и школьным учителем, журналистом, редактором и лишь после получения наследства в 1892 г. смог полностью отдаться литературной работе. Раньше К. Шпиттелер выдал несколько книг: («О сверхъестественном» (1883) - поэма, написанная белым стихом, «Бабочки» (1889) - сборник лирических стихов, «Литературные притчи» (1892) - сатирические стихи, но его видное место в швейцарской литературе определили «Баллады» (1896) и повесть «Лейтенант Конрад» (1898). Он был высоко оценен философом Ф. Ницше, который рекомендовал Шпиттелера на должность редактора мюнхенского журнала «Художественное обозрение». Кстати, Шпиттелера безосновательно обвиняли, что темы своих произведений он заимствует в Ницше, и ему пришлось это опровергать в воспоминаниях «Мои отношения с Ницше» (1908).

Европейская слава пришла к Шпиттелеру после выхода эпической поэмы, написанной ямбическим гекзаметром, «Олимпийская весна» (печаталась частями в 1900-1905 гг., полностью вышла в 1910 г.), которая насчитывала более 600 страниц. Картины соревнований людей и богов за счастье - это аллегорическая модернизация давних мифов. Это произведение признано шедевром немецкоязычной литературы.

Роман «Имаго» (1906) интересен социальной проблематикой, которая для творчества Шпиттелера вообще была несвойственной. В основе произведения - конфликт между искусством и капиталом, художником и бюргером.

К. Шпиттелеру Нобелевская премия присуждена в 1919 г. за «несравненный эпос „Олимпийская весна”». Академик X. Йерне назвал мифологию К. Шпиттелера «уникальной формой художественного выражения». Сам лауреат болел и премию получил посол Швейцарии.

В статье «Воспоминания о Карле Шпиттелере и о разговорах с ним» Р. Роллан назвал его мужественным и гениальным человеком. Он испытывал удивление, как люди, которые не прочитали ни единой строки автора, так поздравляли его, особенно члены Французской академии. «Или понимала публика, что этот человек, который создал «Олимпийскую весну» и «Прометеев» - двух олимпийских исполинов - одной породы с Гете и Мильтоном? Ведь в этих произведениях главная мысль: восстание духа отдельного человека, который отказывается променять свою свободную Душу на запатентованную совесть, которуя дает ему Хозяин - государство или Бог. Это гигантская песня одинокой и голой Души, над которой люди издеваются и которая сама спасает людей. «Олимпийская весна» - целая космогония, как индусская эпопея – бесконечное развитие этапов Природы. Сначала - новые боги, властители мира, которые поднимаются к зениту, потом - юность Олимпа, расцвет. Но Шпиттелер увидел противоположный склон и пропасть. И потому с Олимпа к людям идет сын божий Геракл, чтобы принести себя в жертву ради людей. Когда же я читал «Прометея и Эпиметея», я был будто вынесен за пределы нашего века. Это было первое «вечное» произведение, за исключением «Войны и мира». Но Толстой писал о каком-то историческом времени, а поэмы Шпиттелера ломают рамки времени». Зная Р. Роллана как человека с уникальным художественным вкусом, ныне испытываешь удивление: почему же Шпиттелер сегодня забыт? Даже знакомство с Р. Ролланом не было для него таким радостным. И именно от французского классика он услышал, что когда человек владеет немецким языком, то ему стыдно не читать Шпиттелера, ведь он велик и прекрасен, как Альпы. Когда читаешь это темное, но с начала до конца наполненное красотой произведение, то кажется, будто из глубины веков снова выступил один из тех великих певцов зари человечества, который создавал для него мифы и создавал для него богов, и при этом этот доисторически свежий поэт стал наиболее оригинальным нашим современником». Вокруг произведений Шпиттелера было создано много критической литературы. Но настало время, когда человечеству стало не до мифов.

Умер К. Шпиттелер в Люцерне 28 декабря 1924 г. В некрологе Р. Роллан назвал его «нашим Гомером, высочайшим немецкоязычным поэтом со времен Гете, единым мастером эпического жанра после смерти Мильтона, фигурой, которая в современном искусстве стоит отдельно».