Нобелевская премия мира  2006

Гремин Банк
(1983)
За усилия по созданию основ для социального и экономического развития
История Фотогалерея





Микрофинансовая организация Гремин Банк (Grameen Bank) была основана в 1983 году в Бангладеше Мухаммадом Юнусом. Название банка на русский язык переводится как "Сельский банк".

Основным направлением деятельности банка, с целью осуществления которой он и был создан, изначально являлось микрокредитование. Идея создания банка возникла у его основателя в 1976 году, когда он, беседуя с людьми, узнал, что многим из них для осуществления планов необходима совсем небольшая сумма.

Первые кредиты Мухаммад Юнус выдал из собственных денег, затем деньги выдавались Банком Бангладеш под поручительство Юнуса через исследовательский проект университета, в котором тот работал. Проект был создан специально для изучения разработанного Юнусом метода по кредитованию бедного сельского населения. 2 октября 1983 года банк стал независимой организацией в соответствии с решением властей страны.

Банк известен своей системой солидарного кредитования, в соответствии с которой заёмщики образуют группу обычно из пяти человек. Затем группа выбирает лидера, который и разрабатывает план действий по вложению кредитных средств. Члены группы не являются со-заёмщиками и не несут ответственность за невозврат кредита кем-либо из членов группы. Тем не менее, как показала практика, заёмщики, как правило, прилагают определённые усилия для помощи в возврате кредита другим членам группы.

Особенностью деятельности банка является также необходимость принятия клиентами 16-ти решений, которые не являются какими-либо обязательствами перед банком, а включают в себя обещания по повышению качества собственной жизни заёмщиков, такие, например, как обязательство пить воду только из бутылок, либо кипячёную, обязательство по обеспечению собственных детей образованием, и так далее.

Отношения между банком и клиентами базируются на доверии, микрокредиты выдаются без какого-либо обеспечения. При этом доля возвращённых кредитов составляет около 98%. В то же время доля кредитов, возвращённых с нарушением срока, порой составляет до 20%. Абсолютное большинство (97%) клиентов банка составляют женщины. Как одно из положительных последствий деятельности банка отмечено существенное (в два раза) сокращение домашнего насилия в отношении женщин, получивших кредит.

В 2006 году совместно с основателем "за усилия по созданию основ для социального и экономического развития" банк стал лауреатом Нобелевской премии мира.