Хасинто Бенавенте-и-Мартинес | Нобелевская премия по литературе  1922 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1922

Хасинто Бенавенте-и-Мартинес
(1866-1954)
За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы
Биография Библиография Фотогалерея




Испанский драматург Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился 12 августа 1866 г. в Мадриде в семье врача. Еще в детстве ставил детские пьесы. Учил в Мадридском университете на факультете права, который оставил на третьем курсе, чтобы иметь возможность работать актером.

В 1892 г. Бенавенте-и-Мартинес напечатал первое произведение "Фантастический театр" - книгу драматических диалогов, в следующем году - том поэзий "Стихи" и прозаический сборник "Письма от женщин". Первая пьеса "Чужое гнездо" (1894) прошла незамеченой, но следующая "Известные люди" (1896) сделала его популярным.

Создав группу писателей "Поколение 1898 года", Бенавенте-и-Мартинес стал ее идейным лидером. Одновременно он возглавлял редакцию журнала "Литературная жизнь", что была рупором этого движения. Позже редактировал журнал "Комический Мадрид".
В противоположность романтику X. Эчегараю Бенавенте-и-Мартинес вводит в свои пьесы сатиру и иронию. Например, раннее произведение "Губернаторша" (1901) - сатира на коррупцию в провинциальном городке, "Принцесса Бебе" (1906) - сатира на аристократический бомонд.

Драматург написал более 150 пьес различных жанров: бытовые, социальные, нравственно-психологические, философские, символистские, а также произведения для детей. Лучшие его произведения, которые пережили время: "Игра интересов" (1907), комедия в стиле Мольера, где герои - настоящие марионетки на сцене, как и в жизни; ее продолжение "Город веселый и безопасный" (1916).

С 1908 по 1912 г. Бенавенте-и-Мартинес вел еженедельную рубрику в газете "Бесстрастный" и стал ведущим литературным критиком Испании. С 1920 г., являясь главным режиссером национального Театра "Эспаньол", драматург на 4 года сделал вынужденный перерыв в писательской деятельности.

В 1922 г. X. Бенавенте-и-Мартинесу присуждают Нобелевскую премию "за блестящее мастерство, с которым он продолжил знаменитые традиции испанской драмы". Академик П. Хальстрьом отметил, что он "наблюдает мир на редкость острым и пронзительным взглядом, а наблюдаемое измеряет и взвешивает чувствительным и гибким интеллектом". На церемонии вручения премий Бенавенте-и-Мартинес не присутствовал, премию получил посол Испании в Швеции.
Э
Драматург также был избран членом Испанской академии, награжден Большим крестом Альфонсо Мудрого (высочайшей литературной премией, 1924), избран почетным гражданином Мадрида. Во время гражданской войны был на стороне республиканцев, и со временем принял режим Франко и писал лишь комедийные произведения.

Для современников Бенавенте-и-Мартинес был будто антиподом Эчегарая-и-Эйсагирре. Как заметил В. Силюнас, герои Эчегарая-и-Эйсагирре были подняты на невероятную высоту, они часто были будто из иных миров, большей частью идеальных, из-под смокингов в них виднелись рыцарские доспехи. Бенавенте-и-Мартинес опускал своих персонажей на землю, часто изображал тех, кому подражать не следует. Он так владел интригой, что развивал действие произведения сразу в нескольких направлениях, умело сводя все в финале. В драме "Пища зверей" (1898) происходит аукцион-распродажа старинного дворца - как символ того, что аристократия покидает поле истории, новые хозяева с волчьими аппетитами приходят ей на смену. Мало им дворца - они начинают "есть" друг друга. Главной жертвой стала богатая семья буржуа, которая приехала из Южной Америки. Яркая сатира - и одновременно деление на "красивых" и "плохих" буржуа, где первые наконец получают победу...

Дух Мольера часто присутствует в произведениях Бенавенте-и-Мартинеса. Ведь сам он был в жизни типичным скептиком, а смех прорывался лишь в произведениях, где маски комедии разыгрывают современную историю, например, в "Игре интересов". Это своеобразная Арлекиниада, где будто сплавились лирика и сатира. Сначала все герои - будто ангелочки, но потом оказывается, что все они втянуты в аферы, а кое-кто и отсидел в тюрьме, а то и побывал на галерах. В этом произведении Бенавенте-и-Мартинес показал механизм круговой поруки, который так присущий для различных обществ, в том числе и для демократических.

А относительно политической позиции уже после 1937 г., то Бенавенте-и-Мартинес еще в 1922 г. ее определил в одной из пьес: "Прежде чем воевать со врагами внешними, очень важно уничтожить врагов внутренних". И действительно, седовласый лауреат Нобелевской премии, уже старый человек, становится на сторону фашизма, призывает Франко не прощать республиканцам, которые проиграли.
Умер X. Бенавенте-и-Мартинес 14 июля 1954 г.

Эквадорский писатель Л. Харамильой в 1971 г. писал: "Много кто из его персонажей переживет автора, так как это не призраки или фантомы, а реальные люди, мужчины и женщины, которые живут ежедневной жизнью. При этом они сохраняют поэзию, которой наградил их автор, благодаря своему таинственному и магическому таланту".