![]() |
Нобелевская премия по литературе
1922 |
Хасинто
Бенавенте-и-Мартинес
(1866-1954)
За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Испанский драматург Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился 12 августа 1866 г. в
Мадриде в семье врача. Еще в детстве ставил детские пьесы. Учил в Мадридском университете
на факультете права, который оставил на третьем курсе, чтобы иметь возможность
работать актером.
В 1892 г. Бенавенте-и-Мартинес напечатал первое произведение "Фантастический театр"
- книгу драматических диалогов, в следующем году - том поэзий "Стихи" и прозаический
сборник "Письма от женщин". Первая пьеса "Чужое гнездо" (1894) прошла незамеченой,
но следующая "Известные люди" (1896) сделала его популярным.
Создав группу писателей "Поколение 1898 года", Бенавенте-и-Мартинес стал ее идейным
лидером. Одновременно он возглавлял редакцию журнала "Литературная жизнь", что
была рупором этого движения. Позже редактировал журнал "Комический Мадрид".
В противоположность романтику X. Эчегараю Бенавенте-и-Мартинес вводит в свои пьесы
сатиру и иронию. Например, раннее произведение "Губернаторша" (1901) - сатира
на коррупцию в провинциальном городке, "Принцесса Бебе" (1906) - сатира на аристократический
бомонд.
Драматург написал более 150 пьес различных жанров: бытовые, социальные, нравственно-психологические,
философские, символистские, а также произведения для детей. Лучшие его произведения,
которые пережили время: "Игра интересов" (1907), комедия в стиле Мольера, где
герои - настоящие марионетки на сцене, как и в жизни; ее продолжение "Город веселый
и безопасный" (1916).
С 1908 по 1912 г. Бенавенте-и-Мартинес вел еженедельную рубрику в газете "Бесстрастный"
и стал ведущим литературным критиком Испании. С 1920 г., являясь главным режиссером
национального Театра "Эспаньол", драматург на 4 года сделал вынужденный перерыв
в писательской деятельности.
В 1922 г. X. Бенавенте-и-Мартинесу присуждают Нобелевскую премию "за блестящее
мастерство, с которым он продолжил знаменитые традиции испанской драмы". Академик
П. Хальстрьом отметил, что он "наблюдает мир на редкость острым и пронзительным
взглядом, а наблюдаемое измеряет и взвешивает чувствительным и гибким интеллектом".
На церемонии вручения премий Бенавенте-и-Мартинес не присутствовал, премию получил
посол Испании в Швеции.
Э
Драматург также был избран членом Испанской академии, награжден Большим крестом
Альфонсо Мудрого (высочайшей литературной премией, 1924), избран почетным гражданином
Мадрида. Во время гражданской войны был на стороне республиканцев, и со временем
принял режим Франко и писал лишь комедийные произведения.
Для современников Бенавенте-и-Мартинес был будто антиподом Эчегарая-и-Эйсагирре.
Как заметил В. Силюнас, герои Эчегарая-и-Эйсагирре были подняты на невероятную
высоту, они часто были будто из иных миров, большей частью идеальных, из-под смокингов
в них виднелись рыцарские доспехи. Бенавенте-и-Мартинес опускал своих персонажей
на землю, часто изображал тех, кому подражать не следует. Он так владел интригой,
что развивал действие произведения сразу в нескольких направлениях, умело сводя
все в финале. В драме "Пища зверей" (1898) происходит аукцион-распродажа старинного
дворца - как символ того, что аристократия покидает поле истории, новые хозяева
с волчьими аппетитами приходят ей на смену. Мало им дворца - они начинают "есть"
друг друга. Главной жертвой стала богатая семья буржуа, которая приехала из Южной
Америки. Яркая сатира - и одновременно деление на "красивых" и "плохих" буржуа,
где первые наконец получают победу...
Дух Мольера часто присутствует в произведениях Бенавенте-и-Мартинеса. Ведь сам
он был в жизни типичным скептиком, а смех прорывался лишь в произведениях, где
маски комедии разыгрывают современную историю, например, в "Игре интересов". Это
своеобразная Арлекиниада, где будто сплавились лирика и сатира. Сначала все герои
- будто ангелочки, но потом оказывается, что все они втянуты в аферы, а кое-кто
и отсидел в тюрьме, а то и побывал на галерах. В этом произведении Бенавенте-и-Мартинес
показал механизм круговой поруки, который так присущий для различных обществ,
в том числе и для демократических.
А относительно политической позиции уже после 1937 г., то Бенавенте-и-Мартинес
еще в 1922 г. ее определил в одной из пьес: "Прежде чем воевать со врагами внешними,
очень важно уничтожить врагов внутренних". И действительно, седовласый лауреат
Нобелевской премии, уже старый человек, становится на сторону фашизма, призывает
Франко не прощать республиканцам, которые проиграли.
Умер X. Бенавенте-и-Мартинес 14 июля 1954 г.
Эквадорский писатель Л. Харамильой в 1971 г. писал: "Много кто из его персонажей
переживет автора, так как это не призраки или фантомы, а реальные люди, мужчины
и женщины, которые живут ежедневной жизнью. При этом они сохраняют поэзию, которой
наградил их автор, благодаря своему таинственному и магическому таланту".