Нобелевская премия по литературе  1923

Уильям Йитс
(1865-1939)
За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух
Биография Библиография Фотогалерея





Ирландский поэт и драматург, один из лидеров национального возрождения, Уильям Батлер Йитс родился 13 июня 1865 г. в Дублине в семье художника. После окончания школы с 1884 г. учился в художественном училище, и через два года бросил его, полностью отдавшись литературе. Влияние Шейли и Блейка, влюбленность в свой край - особенно в городок Слайго, интерес с детства к фольклору и особенно исландским сагам - все это было определяющим при выборе жизненного пути. Начав с 1882 г. писать стихи, дебютировал в 1885 г., первая книжка поэзий "Странствия Оссиана и другие стихотворения" вышла из печати в 1889 г. На протяжении всей жизни Йитс тяготел к изучению оккультных наук, часто в Лондоне посещал дом Е. Блаватской, был членом многих теософских обществ.

Первая пьеса Йитса "Графиня Кэтлин" написана в 1892 г. Это мистическая история об ирландской дворянке, которая продала душу, чтобы спасти своих крестьян. "Кэтлин, дочь Хулиэна" (1902) - лучшее произведение У. Йитса - переработанная первая драма.
Познакомившись в 1896 г. с драматургом Д. Сингом, Йитс создал Дублинский театр. К тому времени у него уже вышли 4 книги стихов, одна из которых "В семи лесах" (1903) продемонстрировала переход автора от кельтского романтизма к простому сдержанному языку, четкой образности. У. Йитс объединил вокруг себя сознательных ирландцев, талантливых земляков и создал "Клуб поэтов", "Ирландское литературное общество", "Национальное литературное общество", Ирландский литературный театр. Он часто печатался как театральный критик.

Драматическая поэма "Туманные воды" (1906) - рассказ о душе героя, который отвергнул земные блага и искал свою любовь; конфликт с окружением, которому недоступны духовные поиски, представлен как борьба разногласий в душе героя. Преимущество духовных интересов над материальными - вещь слишком очевидная. Вопрос в том, какими путями достичь духовного идеала. И в поэзию Йитса врывается драматическая струя. Программный сборник "Ответственность" (1916) с блеском охарактеризован самим автором: "Я много работаю над самовыражением... - чтобы тот, кто читает вслух, ощутил присутствие человека, который мыслит и ощущает".

В драмах он исповедовал принцип: "Трагедия должна всегда ломать и затоплять плотины, которые отделяют человека от человека". Произведения на манер "Возле Ястребиного колодца" (1916) или "Воскресение" (1927) - новаторские, созданные под влиянием японской драматургии. И часто актеры, которые играют в масках или же выполняют роль марионеток, "будто вырастают, и мы вдруг видим перед собой все человечество".

Смелым поступком драматурга было написание пьесы "Голгофа", где состоялось метафорическое трактование Евангельских персонажей и самого Христоса. В годовщину распятия Христос видит, что мир оставлен Богом и зло владычествует на земле. Лазарь проклял Иисуса, Иуда гордится изменой, воины-римляне продали его плащ - они счастливы... Конечно, эта уникальная драматическая вещь при жизни Йитса-драматурга в годы экономического кризиса была реакцией чувствительного и глубокого художника.

В 1922 г. У. Йитс стал сенатором Ирландского свободного государства, через год, в 1923 г., получил Нобелевскую премию "за вдохновенное поэтическое творчество, которое воссоздает в высокохудожественной форме национальный дух Ирландии". Назвав У. Йитса центральной фигурой кельтского возрождения, академик П. Хальстрьом указал: "Он достиг того, что удается лишь немногим поэтам, - сохранить связь со своим народом и остаться утонченным художником". Нобелевская лекция У. Йитса называлась "Ирландское драматическое искусство". Как видим, Комитет поставил его поэзию выше драматических произведений, и сам Йитс сказал: "Возможно, английские комитеты никогда бы не назвали вам моего имени, если бы я совсем не писал пьес и статей о театре, если бы моя лирическая поэзия не была похожа на язык, который звучит на сцене, возможно, даже, если бы мое имя не было символом целого движения". Он отдал должное своим друзьям по национальному возрождению, говорил об ирландском восстании 1916 г. как о выдающемся событии в истории страны.
Жил Йитс в большой каменной башне, но это не являлось бегством от окружающей жизни - свидетельство тому сборники стихов "Башня" (1928) и "Винтовая лестница" (1933). "Видение" (1925-1937) - мистическое трактование истории и психологии. С 1919 по 1939 г. Йитс написал 16 пьес, среди которых "Чистилище" и "Смерть Кухулина" - настоящая европейская классика.

Умер У. Йитс, находясь на курорте на юге Франции, 28 января 1939 г., перепохоронен согласно завещанию в Ирландии в 1948 г.
Т. С. Елиот считал его "величайшим поэтом нашего времени", а лауреат Нобелевской премии 1995 г. Шеймас Хини заметил: "Йитс напоминает нам, что искусство создано Богом и без искусства развитие цивилизации невозможно".