Нобелевская премия по литературе  1930

Синклер Льюис
(1885-1951)
За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Американский романист Синклер Гарри Льюис родился 7 февраля 1885 г. в городке Соук-Сентери, в центре штата Миннесота в семье врача. Окончив школу, несколько лет учился в Оберлин-колледже, потом вступил в Йелльский университет, где публиковался в университетском журнале с первого курса. Во время обучения много путешествовал (США, Англия, Панама), после выпуска два года работал в газете "Курьер" (штат Айова), в гуманитарной организации, журналистом в Сан-Франциско, редактором в Нью-Йорке, продавал идеи и сюжеты Д. Лондону (за 14 сюжетов получил 75 долларов). С 1908 по 1915 г. С. Льюис прошел типичную американскую школу мастерства в газетно-журнальной сфере, что научило его писать быстро и доходчиво, отшлифовало стиль - деловито-фактографический, прозрачный, суховатый, без украшений.

Под псевдонимом Том Грэм вышли из печати первая детская книга Льюиса "Прогулка на аэроплане" (1912), со временем первый роман "Наш мистер Ренн" (1914) о молодом мечтателе, который путешествовал в Англию и возвратился суровым реалистом. "Полет сокола" (1916) – переломный роман в творчестве Льюиса - он стал профессиональным писателем. Следующие произведения "Простаки" (1917) и "На вольном воздухе" (1919) написаны в сентиментальном духе, немного шаблонные относительно построения (ходовые образы, любовные "треугольники"). Словом, Льюис отдал дань массовой культуре, чтобы стать потом одним из наиболее социальных писателей США. Это случилось, когда вышел роман "Главная улица" (1920), произведение, которое описывало жизнь провинциального городка далекой американской провинции. Молодая выпускница колледжа выходит замуж за врача и едет в его родной город. И идет Главной улицей, ощущая, что "от каждой серой стены идет тяжелый мертвецкий дух, которого ей не победить. Все ее инициативы безрезультатны, жители городка "склоняются перед скукой, как перед божеством". Роман был ударом, нанесенным по мифу об американской провинции", - писал Б. Гиленсон. Это произведение принесло автору мировую славу. О его чрезвычайной ценности узнаем из письма Д. Голсуорси к автору: "Мне кажется, что такого всеобъемного, правильного и сатирического подхода почти не было в американской литературе... Я думаю, что Ваша книга привлечет общественное внимание к Главным улицам и к другим больным вопросам национальной жизни". Некоторые же критики предъявляли обвинение Льюису в фотографизме. Действительно, писатель создал широкую типологию провинциального мещанства, концентрированный образ затхлости и, лишь бы "задокументировать" свой социальный анализ, спустя четыре года написал очерк "Главная улица вымощенная", где взял условное интервью у героев романа, в котором выставлены резкие и решительные оценки всем, кто имел какие-то иллюзии и кого засосало это болото. А фотографизм? Просто американцы узнали себя в обрисованных героях.

"Бэббит" (1922) - роман о бизнесменах среднего уровня, рабов вещей и денег, личности которых затиснуты, подогнаны под общий стандарт. После выхода произведения в США прижилось слово "бэббитизм" - специфическое название для прослойки людей, типично американских мещан, которые имеют в голове "лексикон прописных истин" и живут за штампами и шаблонами политического и рекламного мира страны.
Роман "Эрроусмит" (1925) - о благородном враче, американском интеллигенте, который не воспринимает волчьих законов окружающей среды. Автор романа глубоко вошел в психологию ученого. Но судьба героя драматическая - в мире "бэббитов" он не может выжить и, оставив университет, с коллегами на берегу озера, в обычном доме продолжает эксперименты. Здесь, вероятно, сказалось влияние Г. Торо, любимого философа С. Льюиса.

Роман "Эльмер Гентри" (1927) - аналитическое произведение о жизни священников. Сам Льюис несколько месяцев лично читал проповеди в церквях, вживался в образ героя. Это наиболее антирелигиозное произведение тогдашней Америки, опубликование которого стало будто взрывом бомбы. Его изымали из библиотек, пресса поливала Льюиса грязью. История молодого человека "анти-Эрроусмита", классического антигероя была на чудо правдивой - только такой человек мог стать духовным пастырем "Бэббитов".
Роман "Энн Викерс" (1933) - приговор филантропическим стараниям улучшить жизнь общества. Сатирические образы "профессиональных либералов" на фоне социального злая выписаны Льюисом без схематизма и "лобовой" публицистики. Главная героиня терпит крах в своих стараниях улучшить жизнь заключенных, а ее надежды на прессу не оправдались.

Два произведения - "Додсворт" (1929) и "Произведение искусства" (1934) посвящены людям бизнеса; в последнем Льюис старался доказать, что не все дельцы - "бэббиты". Когда в 1926 г. С. Льюиса наградили Пулитцеровской премией, он отказался - "я в премии не верю". К писателю уже пришла мировая слава.

В 1930 г. С. Льюису присудили Нобелевскую премию "за могущественное и выразительное искусство сказа и за редчайшее умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры". Академик Э. Карлфельдт заметил, что "новая американская литература началась с самокритики. Это признак здоровья. В Льюиса характер первых переселенцев. Он настоящий американский первопроходец". На церемонии вручения премии Льюис выступил с лекцией "Страх американцев перед литературой", где развенчал певцов американского образа жизни и высоко оценил реалистическую школу, отметив творчество Хемингуэя, Вулфа, Фолкнера.

Десять романов, которые были созданы писателем после получения Нобелевской премии, были разнообразнейшего уровня. Шоковое впечатление произвел роман "У нас это невозможно" (1935) — памфлетный по форме, с элементами фантастики. Лидер-демагог занимает место президента и последующие события, которые происходят в маленьком городке Форт Б'юла (модель, так хорошо освоенная Льюисом), а также процессы, характерные для всей страны: профанация демократии, террор, разгул расизма и шовинизма, обесценение духовных и культурных факторов, обезличение человека, массовость как большое общественное благо, т.е. устанавливается фашистская диктатура. Антифашистская проблематика доминирует и в романе "Гидеон Плениш" (1943).

Умер С. Льюис 10 января 1951 г. в Риме.

Он был одним из тех американских писателей, которые своим творчеством достигли того, что "американская литература перестала быть скромным ответвлением британской и была признана как самобытное явление".