Луиджи Пиранделло | Нобелевская премия по литературе  1934 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1934

Луиджи Пиранделло
(1867-1936)
За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства
Биография Библиография Фотогалерея





Итальянский драматург и прозаик Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 г. в городке Джирдженти (ныне Агридженто) на юге Сицилии в семье владельца рудника. После окончания школы, не найдя себя в семейном бизнесе, вступил в Палермський университет на филологический факультет, потом перевелся в Римский, в 1888 г. переехал в Германию, где в Боннском университете завершил обучение и защитил в 1891 г. диссертацию о своем родном агриджентском диалекте.

В 1889 г. вышел первый поэтический сборник "Радостная боль" (с чрезмерным влиянием произведений Д. Кардуччи). После года преподавательской работы в Бонне Пиранделло возвратился в Рим, где, получив финансовую поддержку от отца, полностью отдался литературной работе.

Пантеистические ноты звучали и в следующем сборнике Пиранделло "Пробуждение Геи" (1891), где культ давней богини земли и жизни противопоставлен аскетическому учению христианства. Пиранделло переводил "Римские элегии" Гете и будто в ответ написал "Рейнские элегии".

Первый роман Л. Пиранделло "Отвергнутая", написанный в 1893 г., опубликованный в 1901 г., - история женщины, которую общество осудило за преступление, которого она не совершала. Когда же она действительно совершила то, за что была осужденная, все стало на свои места - общество приняло ее назад.

Года преподавания в колледже в Риме (1898-1922) были плодотворными для Пиранделло как для писателя.

Первую пьесу, одноактную драму "Эпилог", он написал в 1898 г., в 1904 г. вышел из печати роман "Покойный Маттиа Паскаль" - о потере собственного лица человека. Один из предыдущих героев (рассказ Пиранделло "Когда я был безумцем") отказался от своего "я", чтобы втереться у доверие к окружающей обстановке. А в этом романе - все наоборот - Маттиа рвет все связи с миром, оставил всех своих родных, выехал в другой город, изменил даже внешний вид. И героя произведения ждет поражение - никогда нельзя прожить чужую жизнь - и он возвратился назад. Среди последних произведений большой формы отличается роман "Кто-то, никто, сто тысяч", в центре которого - поиск настоящего бытия - экзистенции - среди жизни, которая совсем не твоя. Л. Пиранделло был предтечей А. Камю и других французских экзистенциалистов. И все же мировая слава Пиранделло - это драматические произведения. С 1915 по 1921 г. он написал 16 пьес и все они ставились на сцене. Особый успех имели "Это так (если вам так кажется)" (1917) и особенно "Шесть персонажей в поисках автора" (1921). Последняя обошла весь мир. Вершинным произведением считают "Генриха IV" (1922). Все постулаты, исходные теоретические основы философии экзистенциализма, теории подсознания на художественном уровне доминируют в его драмах, создавая "мир Пиранделло", как создавали Бальзак и Золя свои художественные миры. Разорванная связь между человеком и жизнью, потеря человеком ощущения, что он живет - этот мотив звучит в Пиранделло год в год все громче. Часто Пиранделло выступал и как режиссер своих пьес. В 1923 г. Пиранделло вступил в фашистскую партию и при поддержке Муссолини создал в Риме Национальный театр, который много гастролировал по странам мира. Распался театр в 1928 г. В 1934 г. Л. Пиранделло получил Нобелевскую премию "за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства". Была отмечена почти магическая способность "сделать из психологического анализа хорошую пьесу". А один из критиков заметил, что влияние идей Пиранделло на человеческую психику можно сравнить только с влиянием на физику теории относительности А. Эйнштейна. Всего Л. Пиранделло написал 7 романов и 240 рассказов. Влияние его на будущих драматургов тяжело переоценить - Ануй, Сартр, Беккет, Ионеско, Гонит, О'нил, Олби - все они находились в магическом силовом поле его творчества. Л. Пиранделло - духовный мост между Г. Ибсеном и А. Стриндбергом и лучшими драматургами середины XX века.

Л. Пиранделло умер в Риме 10 декабря 1936 г., похоронен на Сицилии.