Нобелевская премия по литературе  1939

Франс Силланпяя
(1888-1964)
За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой
Биография Библиография Фотогалерея





Финский прозаик Франс Эмиль Силланпяя родился 16 сентября 1888 г. в поселке Хямеенкюрё на юго-западе Финляндии в семье сельских наймитов, которые позже стали арендаторами. После окончания начальной школы Силланпяя учился в лицее в Тампере, подрабатывал как репетитор, в 1908-1913 гг. — студент Хельсинского университета, где изучал биологию. Из-за материальных нужд и ухудшения состояния здоровья бросил обучение и поселился в селе в родителей с намерением посвятить себя литературной работе.

Еще в студенческие годы Силланпяя печатал в газетах и журналах свои рассказы. Его мировоззрение сформировалось под влиянием эволюционных взглядов Э. Геккеля, интуитивистской философии А. Бергсона, теории относительности А. Эйнштейна, морфологии культуры О. Шпенглера и психоаналитического учения З. Фрейда. Сугубо же литературные вкусы выработались под влиянием произведений М. Метерлинка и особенно К. Гамсуна, чье влияние ощутимо в первом романе Силланпяя "Солнце и жизнь" (1916). Это произведение продолжало традицию финской лирической прозы и вместе с тем было новаторским: Силланпяя экспериментировал с категорией повествовательного времени и его психологическим наполнением. Так называемый „панкосмизм" в Силланпяя связан с его представлением о „сферическом сознании” в отличие от обычного „линейного сознания", как в картинах Сезанна. В романе "Солнце и жизнь" в душах героев происходит борьба "почвы" и "культуры", аграрного и урбанистического начала, подчеркивается особая опасность "потери корней". Эта тема была господствующей и в рассказах Ф. Силланпяя того времени.

По горячим следам финской революции и обретения независимости написана книга рассказов "Дети человеческие в шествии жизни" (1917) и как осмысление того времени — роман "Праведная бедность" (1919), который имел большой успех. В те годы Силланпяя старался быть в стороне от событий, в самом произведении нет развернутого изображения сложнейшего периода финской истории, это "Полная биография одного финна". Многострадальная биография Юха Тойвола — наймита и лесоруба — описанная со дня рождения до трагического финала — расстрела. Силланпяя, как и К. Гамсун, рассказывает все, о чем идет речь дальше, на первой странице, но потом заставляет читать пятнадцать листов". Действительно, смерть героя — в начале романа, но изобразительная сила его таланта такая, что просто затягивает в дальнейший текст. Произведение написано со значительной политической отстраненностью, герой его "без вины виноватый". Известный прозаик Ю. Ахо писал автору: " Очень современная книга — она заставляет много чего понять и увидеть в истинном свете даже тех, кто долго ничего не понимал и не видел. Такой глубокой пахоты целины и рыхления грунтового пласта, как это сделали вы своим романом, давно не было в финской литературе. И такая книга, несомненно, будет влиять еще очень долго".

Повесть "Хилту и Рагнар" (1923), сборники рассказов "Под защитой ангелов" (1923), "На земле" (1924), "Причастие" (1928) и другие принесли Силланпяя славу в скандинавском регионе. И эти произведения были своеобразным подходом к роману "Усопшая в юности" (1931), который стал всемирно известным.

Это также "крестьянский роман", в котором герой и его дочь — крестьяне больше за рождением, а не за внутренним миром. Кустаа Салмелус унаследовал усадьбу, но он не может быть корыстным и вымогателем, не хочет "быть бессовестным в зле". Он непрактичен, поэтому быстро обеднел, залез в долги, умирает в бедности, а дочка идет в батрачество. Рассказ о дочери — будто отдельное произведение, романтическое, в противоположность от реалистической первой части романа. Так, Силья работает у хозяев, где страшные условия жизни и работы, у нее возникает туберкулез. А эта романтическая девушка поднята на абсолютно моральную высоту. Она — как "Христовая невеста", и когда умирала, "лишь плоть покниула ее, желая оставить большее пространства для духа".

Этический максимализм Силланпяя в этом романе доминирует, и его неоднократно сказанные слова о своем творчестве как об "изображении судьбы и человеческого назначения" прямо введены в текст произведения: "Силья только и успела, что быть человеком, радостно исполнив свое назначение". Это тот луч света, который освещает идеалы гуманизма.

В романе "Путь мужчины" (1932) Силланпяя изобразил героя, который стал будто антиподом Сильи. Чтобы показать заботливого и справедливого к рабочим хозяина, автор после серии моральных компромиссов в его жизни облегчил "приход к счастью" героя: умирает нелюбимая жена, и он вступает в брак со своей первой любовью, умирают его враги... Герой не стал идеальным, ведь, как всегда, тяжело изобразить положительного героя.

Книге "Люди в летнюю ночь" (1934) автор дал подзаголовок "Эпическая сюита". Это действительно будто поэма в прозе, где импрессионистически изображена многогранность человеческой жизни, где биологическая концепция жизни отражается на манере сказа, протяжность времени воспринимается разными персонажами по-разному.

В 1939 г. Ф. Е. Силланпяя за роман "Усопшая в юности" присудили Нобелевскую премию. В формулировании Комитета отмечалось: "За глубокую проникновенность в жизнь финских крестьян и замечательное изображение их обычаев и взаимоотношений с природой". При вручении прозвучало: "Мы восхищены не только вами, а и вашим народом" — шла война между СССР и Финляндией, продолжалась Вторая мировая война. Эти события, а также смерть жены послужили причиной глубокой депрессии писателя, что и привело его к психбольнице. Там он написал романы "Август" (1941), "Красота и страдания человеческой жизни" (1944) — произведения немного автобиографические, о художниках во время отчаяния и неудач.

После выздоровления Силланпяя написал три книги мемуаров, часто выступал по радио, стал любимцем финнов, "Дедушкой", "Патриархом нации". Его произведения — в золотом фонде финской и европейской литературы.

Умер Ф. Е. Силланпяя 3 июня 1964 г. в Хельсинки.