![]() |
Нобелевская премия по литературе
1944 |
Йоханнес Вильгельм
Йенсен
(1873-1950)
За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея | Нобелевская речь |
Датский поэт и прозаик Йоханнес Вильгельм Йенсен родился 20 января 1873 г. в г.
Фарсе в северной части Ютландского полуострова, в семье ветеринарного врача, собирателя
народного фольклора, который также занимался антропологией и историей. Любовь
к книгам отец привил детям сызмала: из одиннадцати четверо стали писателями.
Закончив в 1893 г. гимназию, Йенсен вступил на медицинский факультет Копенгагенского
университета. После первой сессии он покинул его, работал в журналах, где в скором
времени под псевдонимом Ивар Люкк начали выходить псевдоисторические романы с
элементами мистики и ужасов. Под влиянием К. Гамсуна и Р. Киплинга прошло становление
Йенсена как прозаика. Параллельно с дебютными однодневными произведениями он написал
роман "Датчане" (1896), за гонорар от которого поехал в США и, пораженный
высоким индустриальным уровнем страны, создал произведение „Эйнар Элькер” (1897),
которое имело прекрасные отзывы в прессе.
Дальнейшая жизнь Йенсена — сплошные путешествия, которые чередовались с настойчивой
работой над новыми книгами. Как корреспондент газеты "Политика", он
был в Испании, Франции, десятках стран мира, осуществил два кругосветных путешествия.
Сам перечень его книг и широта их тем удивляет: "Поездка по Дании" (1901),
"Леса" (1907), "Сингапурские новеллы" (1907), "Новый
мир" (1907). А кроме того были сотни статей, выходили из печати художественные
произведения, которые свидетельствовали не просто о становлении молодого автора,
а о появлении истинного лидера датской прозы. Это были сборники рассказов "Люди
Химмерланда" (1898), "Новые химмерландские истории" (1904), "Химмерландские
истории. Третий том" (1910) — реалистические произведения о жизни крестьян
его любимой Ютландии.
Роман "Падение короля" (1901) рассказывает о событиях в конце XV века,
когда в Дании, Норвегии и Швеции, объединенных унией, начал править король Кристиан
II. Именно тогда Швеция расторгла договор и вышла из унии. Написанное в манере
Вальтера Скотта с вкраплениями мистических ситуаций, произведение было посвящено
утверждению вечного влечения человека к свободе, неорганичности порабощенной жизни.
Это произведение и ныне является классическим не только в Дании, а и во всей Скандинавии.
Романы "Мадам д’Ора" (1904) и "Колесо" (1905) имели меньший
успех, но в них остро и актуально были поставлены проблемы тогдашней жизни. Тогда
же вышел из печати первый сборник поэзий Йенсена — книга "Стихи" (1906),
где также встречаются похожие мотивы.
Главной работой своей жизни Й. Йенсен считал цикл романов "Долгое путешествие".
Он состоял из романов: "Людовик" (1908), "Корабль" (1912), "Норне-Гест" (1919),
"Потерянная земля" (1919), "Христофор Колумб" (1921) и "Поход кимвров" (1922).
Замысел автора был уникален — в художественных произведениях показать историю
родной земли от доледникового периода вплоть до XVI века. Цикл, задуманный автором
как исследования предыстории современной европейской цивилизации, уподобляет процесс
развития "готической расы" становлению человеческой личности; период
детских лет, через детство и юность к зрелости. Опираясь на материалы археологических
и исторических исследований, используя некоторые мотивы языческой германской мифологии
и древнескандинавской литературы, Йенсен создает широкий, красивый холст, изображая
битву первобытных людей с силами природы, зарождение религиозных культов, захватнические
походы викингов, эпоху большого переселения народов, столкновенье германских племен
с римлянами, проникновение христианства в страны Северной Европы. Звучали голоса,
что Й. Йенсен писал в плане ницшеанской расовой теории, на которые он ответил,
что раса для него, это синтез врожденных и приобретенных свойств, присущих представителям
разных народов. Вообще же отношение Йенсена к расизму и фашизму было резко отрицательным
и его цикл романов был именно антиницшеанским.
Не оставлял Йенсен и поэзию: вышли сборники стихов "Поры года" (1923),
"Свет мира" (1925), "Ютландский ветер" (1931). Значительной
огласки приобрела его книга "Вехи сознания" (1928), где Йенсен обращался
к проблемам эволюции и разрабатывал теорию, намеченную в "Вступлении к нашей
эпохе" (1915): "человечество движется от ужаса до радости". Дванадцатитомный
сборник рассказов и очерков "Мифы" (1907-1944) — изложение его теорий
и взглядов на эволюцию.
Нобелевскую премию Й. Йенсену присуждено в 1944 г. "за исключительную силу
и богатство поэтического воображения, которое объединяется с интеллектуальной
любознательностью и самобытным творческим стилем". Вручения состоялось в
следующем году. В своей речи Й. Йенсен выступал как прозаик, и как натуралист,
отдав дань Карлу Линнею и Чарльзу Дарвину.
Умер Й. Йенсен 25 ноября 1950 г. в Копенгагене.