Нобелевская премия по литературе  1952

Франсуа Мориак
(1885-1970)
За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Французский романист, драматург и пост Франсуа Шарль Мориак родился 11 октября 1885 г. в г. Бордо в семье богатого коммерсанта. Воспитание получил в основном религиозное — в колледже марианитов, где познакомился с работами Г. Рафаэля, Р. Декарта и Б. Паскаля.
В 13 лет Ф. Мориак написал роман "Иди!" — наивное произведение о жизни высшего мира. Обучение Франсуа продолжил в лицее, потом на филологическом факультете в Бордо, где получил степень лиценциата. Выехав в Париж, он готовился стать археологом и вступил в Эколь де Шарт, но проучился там недолго — полностью отдался литературной работе.

Книга стихов "Молитва" (1909) была высоко оцененная критиками. Это воспоминания о детстве юноши из католической семьи с душой открытой и мечтательной. Позже, возвращаясь к поэзии, Мориак издал книги стихов: "Прощание с юностью" (1911), "Пропавший бесследно" (1918), "Грозы" (1925), "Кровь Атиса" (1940), но магистралью его творчества стала проза, в основном романы. Первый из них "Дитя под бременем цепей" (1913) — о вечном споре в человеке духовного и телесного. Ф. Мориак критически относился к своим первым попыткам, ведь герой здесь не живет, а выливает душу и наблюдает себя сбоку.

Во время Первой мировой войны Мориак два года работал санитаром. Написанный после демобилизации роман "Место по рангу" (1921) прошел почти незамеченным, но уже следующий — "Поцелуй, дарованный прокаженному" (1922) всколыхнул читательскую массу и французскую критику. В нем рассказывается о некрасивом, физически обделенном сыне богачей, который вступает в брак с молодой красивой девушкой. Само присутствие калеки рядом с красавицей убивает ее не только морально, а и физически. Тогда он заражается туберкулезом и умирает, перенося все мучения как истинный христианин.

В романах "Родительница" (1924) и "Река огня" (1924) изображены непривлекательные отношения в буржуазных семьях, и за это произведения были осуждены католической церковью, как такие, что вызывают отвращение. Описание трагических родственных отношений в семьях, глубинное проникновение в психологию людей, для которых главное в жизни — деньги — все это дало основание Мориаку назвать "Родительницу" "наиболее горьким и жестоким романом". Главные источники трагедии героини этого романа Фелисити Казнав — в абсолютизации права собственности, которое в ее сознании распространяется не только на прислугу и арендаторов, но и на родного сына. Чувство собственности лишает материнскую любовь истинной самоотверженности и она становится разрушительной страстью. Мать Фернана Казнава покоряет себе сына настолько, что полностью парализует его волю, способность к любой деятельности. Брак пятидесятилетнего Фернана с бедной Матильдой был заключен вопреки воли матери. Собственническая страсть матери к сыну вызвала дьявольскую ревностность, которая толкнула Фелисити на преступление, но и тогда она не знает раскаяния". А сын, склоняясь перед ней, с гордостью называет ее "истинной родоначальницей", забывая, что сам род уже оборван. Сама же героиня, разбитая параличом, покинутая в конце жизни своим сыном, будто розспята на кресте своего греха.

"Пустыня любви" (1925) — произведение об отчуждении в буржуазном мире, его лейтмотив: "невозможно измерить пустыню, которая отделяет меня от жены, дочери, сына" — из раздумий главного героя. Он и его сын любят одну женщину, да и между ними, и между той куртизанкой — настоящая пустыня, они будто на разных планетах. Действительно, пустыня здесь — пространство, которое разделяет влюбленных, однако же это пространство можно трактовать как бесконечность любви, где можно найти источники жизни. Как не удивительно, никто из героев этого романа не сказал ни единого слова о своих чувствах, но они изображены Мориаком через поступки героев, часто неосознанные движения души. В этом романе нет между героями тех отношений, которые критики назвали "взаимопоеданием", а семья показана не как "клетка из живых прутьев".

В романе "Тереза Дескейру" (1927), который назвали лучшим романом с начала столетия, Мориак, оттолкнувшись от известного тогдашнего процесса, создает впечатляющую психологизмом историю женщины, которая отравила своего мужа. Мориак старается понять причины, которые привели до этого, ведь культ "золотого тельца" превратил семью в тюрьму, в клетку, за прутьями которой мечется и бьется человек. "Мало кто знает так, и так ощущает, — писал о романе И. Бунин, — всю глубину падения, греха человеческой природы и вместе с тем умеет описать так соблазнительно эту греховность". Осужденный католиками, роман триумфально распространялся по миру, и автор был в религиозном и мировоззренческом кризисе. И уже "Клубок змей" (1932) критики назвали "блестящим образцом католического романа". Это семейная драма, в которой, по словам автора, он "старался проследить одну человеческую судьбу и через всю грязь жизни добраться до ее чистого источника. Книга заканчивается, когда я возвращаю своему герою, этому сыну тьмы, его право на свет и любовь, одним словом, на Бога". Этот роман — произведение, в котором социальная критика Мориака достигает вершины. Вместе с тем перед нами шедевр психологического реализма.

В 1933 г. Ф. Мориака избрали членом Французской академии. В романе "Конец ночи" (1935), который является продолжением "Терезы Дескейру", Мориак фактически оправдывает свою героиню, вложивши в ее уста объяснения преступления: "Похороненная живой, я подняла камень, под которым задыхалась".

Мориак создал 4 драмы, лучшая из которых "Асмодей" (1937), а также регулярно выступал с религиозными трактатами. В 1939 году вышел его значительный роман "Дорога к морю". Это касается большинства судеб его героев, потому что "к морю" выйдет не каждый из них. Отдельные романы созданы в стиле католических теорий спасения души ("Фарисейка", 1941).

В годы Второй мировой войны Ф. Мориак — активный член движения Сопротивления как блестящий журналист-полемист, помогал беженцам, был Главой центра по приему беженцев.

Нобелевскую премию 1952 г. Ф. Мориаку было присуждено "за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отобразил драму человеческой жизни". В своем выступлении при получении премии Мориак подчеркнул, что лишь надежда в мире ужаса, этой "мистерии зла", может спасти человека, а не лживые мифы, по которым живет мир.

В последнем романе "Дитя прошлого" (1968), Мориак резко выступил против политики католической церкви, которая принимала участие в преследовании А. Дрейфуса.

Умер Ф. Мориак 1 сентября 1970 г. в Париже, оставив серию мемуаров и биографию Ш. де Голля, который лично наградил его в 1958 г. Большим крестом ордена Почетного легиона.