Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре | Нобелевская премия по литературе  1904 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1904

Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре
(1832-1916)
За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы
Биография Библиография Фотогалерея





Испанский драматург Хосе Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре родился 19 апреля 1832 года в Мадриде в семье профессора греческого языка. Родители в скором времени переехали в Мурсию, где талантливый мальчик уже в 14 лет после окончания института получил степень бакалавра философии. Возвратившись в Мадрид, изучал математику в техническом училище, которое также закончил досрочно, потом там его оставили преподавателем. В скором времени он стал одним из ведущих математиков Испании.

Предшественницей в литературном занятии будущего писателя стала политика. Эчегарай был министром общественной работы, министром торговли, создавал национальный банк Испании. В 1874 г. после восстановления власти Бурбонов выехал в Париж, где полностью отдался литературной работе. В том же году написал первую пьесу "Чековая книжка". С каждой постановкой успех X. Эчегарая возрастал: романтическая драма "Жена мстителя" (1874), "В рукоятке шпаги" (1875), "Безумие или святость" (1877) были будто ступеньки ко всеевропейскому успеху. В последней пьесе герой - дон Лоренцо - чистый, честный и прямой, настолько выглядит чужим окружению, что оно объявляет его сумасшедшим. Эту пьесу высоко оценил Б. Шоу. Сложная психологическая драма "Сын Дон Жуана" (1892) - о растленном влиянии жизни беспутного отца на судьбу сына. За 30 лет X. Эчегарай написал больше 60 пьес и почти половину из них - стихами.

Исследователь испанской драматургии В. Силюнас жестко оценил творчество X. Эчегарая. Фактически весь его задел он назвал псевдодраматизмом, который берет гору над настоящим драматизмом, а также предъявил обвинение X. Эчегараю в эпигонстве романтизма. Конечно, это оценка высказана через много десятилетий, но тогда все театры были "заполнены" постановками произведений этого автора. В то время (и, возможно, в какой-то мере и теперь) доминировала эстетика повышенной эмоциональности, ее цель: ошарашивать зрителя, захватить его в плен. И потому драмы X. Эчегарая были какими-то дурманными и гипнотическими. Здесь были заложены основы того направления, которое позднее назовут "массовой культурой". Это отнюдь не унижает талант Эчегарая. Например, пьеса "Безумие или святость", о которой мы упоминали, начинается со сцены, когда герой читает "Дон Кихота" и слышится начало монолога: "Безумие идти душой за идеалом по дороге суровой и прозаичной человеческой реальности..." Для автора его герой Лоренцо - такой же рыцарь без страха и упрека, как и герой Сервантеса; пусть все признают его сумасшедшим, драматург своим произведением доказывает нам, что перед нами - святой. Вспомним роман Ф. Достоевского "Идиот"...

"Великий Галиото" (1881) - вероятно, известнейшая пьеса X. Эчегарая, рассказывает о том, как слухи, оговоры, наушничества разрушают людей, семью, общество. В 1894 году X. Эчегарай был избран в Испанскую королевскую академию, а в 1904 г. "за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы" ему была присуждена Нобелевская премия. Как и Фредерика Мистраля, на церемонии вручения премии Хосе не было.

Исходя из исследований испанских ученых, творчество Эчегарая ныне известное лишь отдельным специалистам, имеет историческое значение - он был соединяющей цепью между классическим и современным этапами развития испанской драмы.

Умер Xосе Эчегарай-и-Эйсагирре 14 сентября 1916 г. в Мадриде.