Нобелевская премия по литературе  1959

Сальваторе Квазимодо
(1901-1968)
За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Итальянский поэт Сальваторе Квазимодо родился 20 августа 1901 г. в г. Модика на Сицилии в семье железнодорожника. После окончания в Палермо средней школы в 1919 г. приехал в Рим учиться в техническом институте. Из-за нужд бросил вуз, работал продавцом, чертежником, бухгалтером, много читал, особенно русскую и французскую поэзию, изучал — греческую и латынь. Работал с 1926 г. землемером, начал писать стихи. Его шурин Э. Витторини ( в будущем романист и критик) познакомил его с Э. Монтале и Д. Унгаретти. В то время Италию охватило неистовство фашистской пропаганды и эти три поэта в атмосфере тяжелого времени и безнадеги стали основоположниками герметичной поэзии. Это был строгий и сдержанный тон и стиль, резкие интонационные контрасты, нелегкая для понимания архитектоника глобальных космических образов, пронизанных напряженным драматическим мироощущением. В журналистику эти поэты не пошли, чтобы не работать на режим; так родилась поэзия духовного сопротивления — форма духовной борьбы. Они заперлись во внутреннем мире человека, в его глубинном "я". И первая книга Квазимодо "Вода и земля" (1930) была о человеке как центре космических связей, зеркале бытия. Он, как писал Э. Монтале, "не принимал за существенное преходящее". И фашизм — огромное зло, но и оно преходящее. "Поэзия отсутствия", как называли герметизм, стала формой высшего духовного присутствия.

Сборники "Потонувший гобой" (1932), "Аромат эвкалипта и другие стихотворения" (1933), "Эрато и Аполлон" (1936), "Стихотворения" (1938), в отличие от первой книги, были полностью в стиле герменевтики. В 1938 г. С. Квазимодо стал редактором еженедельника "Темпо", издал книгу "Лирика Греции" (1940), преподавал литературу в Миланской консерватории. В годы войны он принимал участие в движении Сопротивления, попал в тюрьму. В его произведения входит антифашистская и антивоенная тематика, проблематика героического. Все это просто взорвалось в книге "День за днем" (1947). Еще в 1945 г. С. Квазимодо вступил к компартии Италии, но потом вышел из нее — не мог писать политические стихи, которых от него требовали. И гражданские мотивы звучат все чаще, он воспевает борцов против фашизма, один из его стихов вычеканен на подмуровке памятника жертвам расстрела. Особенно поэтическими есть его обращение к родной Сицилии, природы острова, истории его народа. Л. Арагон писал: "В Квазимодо Сицилия озаряет действительность, даже когда ее свет не что иное, чем тьма". Углубился эпический элемент его поэзии, диалог часто сменял устойчивый монолог, появились элементы репортажа, хроники, особенно в произведениях, где он выступал против холодной машинной цивилизации. Все это мы найдем в книгах "Жизнь не сон" (1949), "Фальшивая и подлинная зелень" (1956), "Земля несравненная" (1958). Выступая на всемирном форуме "Литература и современность" (Рим, 1957), Квазимодо сказал: "Поэзия владеет силой, способной победить сухие абстракции, она живет в своем историческом измерении, от которого никому не убежать. Благодаря поэзии каждый народ несет другим плоды своей цивилизации". В 1950-х годах Квазимодо много путешествовал по миру, читал лекции, писал театральные рецензии, эссе.

В послевоенные годы С. Квазимодо был отмечен тремя наивысшими литературными премиями на родине, а в 1959 — Нобелевской премией "за лирическую поэзию, которая с классическим вдохновением освещает трагический опыт в настоящее время". На вручении премии Квазимодо, вспомнив о времени герметизма, заметил, что "поэзия рождается в одинокости и уже оттуда распространяется по всем направлениям". Звучали слова, даже и известных ученых, о случайности выбора Комитетом итальянского поэта. Возможно, это было вызвано тем, что были будто "два" Квазимодо.

После Нобелевской премии поэт писал не так активно, как раньше, больше писали о нем и переводили ( до 1980 г. — на 40 языков). В 1960 г. С. Квазимодо выпустил сборник "Поэт и политик и другие эссе" и последнюю книгу стихов "Давать и иметь" (1966).

На поэтическом фестивале в Неаполе, где он был председателем жюри, 14 июня 1968 г. С. Квазимодо внезапно умер от кровоизлияния в мозг.

Квазимодо вместе с Монтале и Унгаретти, пока черные смерчи крушили корабль итальянской истории, затиснутый между идеологическими Сциллами и Харибдами, над этой исторической бездной поэты-герметики свели высокий мост, который соединил берега итальянской культуры, старой и современной, — нерушимый золотой мост поэзии, благодаря которому не прервалась духовная связь веков.