Мигель Анхель Астуриас | Нобелевская премия по литературе  1967 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1967

Мигель Анхель Астуриас
(1899-1974)
За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас Розалес (Miguel Ángel Asturias Rosales) родился 19 октября 1899 г. в г. Гватемала в семье судьи метиса и матери индианки. Студентом Гватемальского университета Астуриас принимал участие в восстании против диктатора Кабрери (1920), активно включился в учреждения вузов, написал диссертацию "Социальные проблемы индейцев" (1923). Но новый правитель после непродолжительной игры в либерализм "закрутил гайки", и Астуриас вынужден эмигрировать в Париж. Знакомство с ученым Ж. Райно, специалистом по культуре и мифологии майя, переросло в пятилетнее изучение своих корней и переводов основных работ Ж. Райно на испанскую. В 1925 г. вышла книга стихов М. А. Астуриаса "Лучик звезды" и поэт вошел в круг сюрреалистов Арагона, Десноса и Элюара.

Написанная в конце 1920-х лет повесть "Алахадито" уже несла в себе все те "зерна", что позже сошли в творчестве Астуриаса и вывели его на мировые просторы. Повесть о бедном мальчике Алахадито, написанная под влиянием сюрреализма (влияние Парижа и литературного окружения), — творческая попытка показать две концепции жизни, в какой-то мере тезис и антитезис, и вывести синтез — как жить в буднях, не утратив себя. Это будто варианты жизни, и когда мы сравниваем первую и вторую часть, то заметим, что автор не становится на сторону ни одной, ни другой концепции мира и будто говорит: каждый сам себе создает истину. Одни склоняются перед разбойником, другие — перед Христом. Но главное — в этом произведении Астуриас старался утвердить приоритет внутреннего, духовного мира человека над внешним, реальным. К тому же произведение написанно в форме "потока сознания" и пронизанно скрытой полемикой с натуралистическим бытописанием, что дало повод критикам говорить об авторе как потенциальном мастера. Особенно впечатляющими были вставные новеллы — "сказки дядюшки Куя", что основывались на фольклоре. Здесь уже просматривался будущий выдающийся писатель М. Астуриас.

Поэтическая интерпретация мифологии майя "Легенды Гватемалы" вышла в 1930 г. и была переведена на несколько языков. Г. Астуриас получил литературную премию Франции. Легенды, пересказы, картины природы, воспоминания детства — все это пленило европейского читателя, но в это время Астуриас писал свое выдающееся произведение — роман "Сеньор Президент". На родину с произведением он вернулся в 1933 г., но роман был выдающиеся лишь в 1946 г. в Мексике за счет автора. Своего рода коллективный герой романа — общество, парализованное страхом. Президент... Не человек, а чертова кукла, что упивается безграничной властью над людьми. Но сеньор Президент — это и страхи, и слухи, и кляузы, и хвала, общая тупость и общее раболепство. Вождь либеральной партии, покровитель молодежи, герой родины — властитель тел и душ всей страны. И фавориты, и бедняки — все имеют общую судьбу — стать или палачом, или жертвой. Астуриас часто повторял: "Каждый писатель в конце концов остается автором одного романа. Я — автор "Сеньора Президента"". Последующие его произведения были такого же художественного уровня.

Роман "Маисовые люди" (1946) — сказ о борьбе индейского племени против пришельцев, которые выжигают леса. Конкретный факт (судебное дело) Астуриас художественно поднял к уровню философского осмысления отношений природы и цивилизации. Автор художественно создал модель мифологического сознания, которая это сознание показала по-новому. И, по его словам, "не надо, чтобы о нашем континенте судили исключительно за мифами". Астуриас написал роман "Ураган" (1950), что стал первой частью "Банановой трилогии". Следующие произведения "Зеленый Папа" (1954) и "Глаза погребенных" (1960) продолжили эпопею борьбы против беззакония и насилия американских монополий в Латинской Америке. От романа до романа становился более широким взгляд автора: в последнем перед его зрением — судьба всей страны — многослойный мир, в котором сосуществуют разные исторические периоды.

Ситуация на континенте была такая, что М. Астуриас несколько раз эмигрировал, жил в Чили в Пабло Неруды, работал в Бразилии как венесуэльский журналист; его книги сжигали на кострах. В Италии М. Астуриас написал два исторических романа о столкновении индейской и европейской культуры: "Мулатка как мулатка" (1963) и "Плохой вор" (1969).

"За яркие творческие достижения, в основе которых лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Америки" Астуриас был отмечен в 1967 г. Нобелевской премией. " В моих книгах будут и в дальнейшем звучать голоса народов, их мифы и верования; вместе с тем я попробую осмыслить проблему национального сознания народов Латинской Америки", — сказал на вручении Астуриас.

Судьба писателя — это судьба его страны. Изгнанник, он был обласкан новым правительством (один из президентов Гватемалы даже назначил его послом в Франции), М. Астуриас умер в Мадриде 9 июня 1974 г. Его творчество знаменовало собой зрелость латиноамериканского романа.


Дешевые сауны
дешевые сауны
sauna63.ru