Патрик Уайт | Нобелевская премия по литературе  1973 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1973

Патрик Уайт
(1912-1990)
За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Австралийский прозаик Патрик Виктор Мартиндейл Уайт родился 28 мая 1912 г. в Лондоне, где путешествовали родители — зажиточные арендаторы из Нового Южного Уэльса. В школу П. Уайт пошел в Сиднее, и в тринадцать лет родители направили его в Англию, где он закончил привилегированную школу-интернат. Уговорив родителей, он два года работал разнорабочим и ковбоем, потом вступил в Кембриджский университет, где изучал европейские литературы и сам начал писать художественные произведения. В 1935 г. вышла первая книжка П. Уайта — сборник стихов "Пахарь и другие поэмы". Лишь четвертый его роман вышел в свет в Англии — "Счастливая долина" (1938), через год он был переиздан в США. П. Уайт писал также стихи, статьи о театре, новеллы. Второй его роман — "Живые и мертвые" (1941) — вертикальный срез английского общества 1910-1930 гг., сделанный рукой уже зрелого мастера.

Во время Второй мировой войны Уайт служил в разведывательном подразделении британских военно-воздушных сил в Африке, Греции и на Ближнем Востоке. Влюбленность в Элладу осталась на всю жизнь, он даже хотел там поселиться. И в 1948 г. после выхода романа "Тетушкина история", писатель вернулся в Австралию, купил ферму и работал на ней. Роман был благосклонно встречен в Европе и США, но прошел незамеченным на родине Уайта. Кстати, так было и в дальнейшем.

Пять лет П. Уайт писал роман "Древо человеческое", который вышел в 1955 г. и принес автору мировую славу. После этой публикации автора называли "большим романистом". "Большая Австралийская пустыня", которая бросила вызов Уайту-Фермеру, стала местом действия этого романа. В эссе "Блудный сын" Уайт писал: "В этой книге я старался показать всю многогранность жизни, взяв за основу существование двух обычных людей — мужчины и женщины. Вместе с тем под покровом обычного раскрыть необыкновенное, поэзию и тайну, которые делают приемлемым жизнь моих персонажей". После смерти отца молодой Стэп Паркер очищает землю от леса, ставит дом, приводит жену Эми, обживает ферму. Все это — его "труды и дни" от приезда до смерти, судьба детей, возникновение вокруг его земель поселка, который называется Дьюримей ("Плодородний"). Именно работа подчинила и освоила пространства дикого континента и она опоэтизирована в романе П. Уайта. На своей земле, к которой сам приложил руки, только и можно основать род — вот главный тезис П. Уайта, ведь это роман о становлении австралийского рода. В романе есть элемент полемики с австралийским мифом. Уайта называют жесточайшим и бескомпромиссным в изображении ужасов художником, которого Австралия дала миру, он же наделенный временами гипертрофированным до болезненной чувствительности даром видеть и фиксировать в слове различные формы прекрасного в природе, материальном мире и духовных порывах человека".

Роман "Фосс" (1957) — рассказ о нескольких путешественниках, которые пробиваются сквозь чащи к центру Австралии, их руководитель Фосс бросил вызов расстояниям, природе, себе, Богу для того, чтобы доказать, будто человек может все. Следующий роман "Едущие в колеснице" (1961) изобразил "дно" придуманного предместья Сиднея Сарсапариллы. Эту тематику разрабатывает П. Уайт и в книге избранных новелл "Обожженные" (1964). В это же время вышли его "Четыре пьесы", действия двух из них происходят в Сарсапарилле. Судьбы двух братьев-близнецов — в основе романа "Амулет" (1966), написанного под значительным влиянием философии Юнга. Это кое-что гротескное произведение, жестоко вплоть до натуралистических сцен, и недаром писателя упрекали, что он эстетизирует безобразное в жизни. "Вивисектор" (1970) — также пронизанный грубым физиологизмом роман, но в нем, в отличии от большинства произведений Уайта, герой — художник еще при жизни добивается успеха. Ему помогает мистическая сила, которая находится вне человеческого понимания.
Еще в 1958 году, в связи с выходом в мир романа "Фосс", П. Уайт писал: "Я решил доказать, что австралийский роман — совсем не обязательно печальный, в пасмурных тонах, дитя журналистского реализма". И произведения Уайта, которые выходили позже, дали основание исследователям назвать автора социальным критиком. Но в романе "Вивисектор" писатель обратился к вечной теме художника и общества, поднял проблемы неразрывности творческих поисков и сложность духовной исключительности художника.

Проследив судьбу Херта Даффилда от рождения до смерти, Уайт не вышел на удобную тему "воспитания чувств". Уже само имя "Хертель" — тот, который на что-то наталкивается (с ломанного немецкого) — красноречиво намекает читателям о судьбе героя. П. Уайт фрейдистски изобразил творческий процесс — сексуальные переживания становятся в романе важным творческим импульсом, к тому же, творческий акт приравнивается к половому, выступает как его продолжение и даже природа у художника сексуальная. Но страсть Даффилда бездушная — все, кто с ним сходятся, гибнут. П. Уайт называет своего героя "вивисектором" — художник своим внутренним зрением будто препарирует живых людей. Его художественный задел свободный от нравственности, ведь сам художник поэтизирует руину и эротику, которая не имеет жизнеутверждающей силы. Все низкое и жестокое в человеке поднято наверх, но Уайт совсем обходит общественные проблемы. Другая проблема произведения — искусство и "гурьба". Правы те критики, которые называли "Вивисектор" романом Эмиля Золя "Творчество", но написанного во второй половине XX ст. Различие лишь в том, что на выставке картин в произведении Э. Золя гурьба тюкала и хохотала, а в Уайта — выступил премьер-министр, было телевидение, все были "поражены", хотя никто ничего не понимал, но нужно было "быть соответствующим событию", ведь художник известный во всем мире, следовательно, в его картинах "что-то есть"...

В "чистом" виде социальная проблематика прорвалась в романе П. Уайта "Око бури" (1973). В основе произведения — бальзаковская тема всевластия денег и акцентирование на тезисе, что все люди — хищники. Итак, мы одинокие и имеем надеяться лишь самые на себя.
В 1973 г. П. Уайту была присуждена Нобелевская премия за "эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк". Автор, который жил вдали от людей, в Швецию для получения премии не ездил.

В 1974 г. вышел сборник рассказов "Попугайчики", через два года - роман "Бахрома из листьев" - об истории женщины, которая попала в морскую катастрофу. Последними романами П. Уайта были "Дело Твайборна" (1979) и " О многом в одном" (1986).

Умер Патрик Уайт 31 сентября 1990 г.