Нобелевская премия по литературе  1975

Эудженио Монтале
(1896-1981)
За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий
Биография Библиография Фотогалерея





Итальянский поэт и эссеист Эудженио Монтале родился 12 октября 1896 г. в Генуе в семье коммерсанта. Болезненный мальчик часто пропускал уроки, с 14 лет учился самостоятельно, много читал, в частности и философские произведения. Поняв, что коммерсантом он не будет, Монтале занимался пением и музыкой. В годы Первой мировой войны воевал офицером пехоты на австрийском фронте и после демобилизации полностью посвятил себя литературе.

В туринском журнале "Примо темпо" в 1922 г. был напечатан цикл поэзий "Аккорды. Чувства и фантазии подростка", который удостоверил рождение нового поэта, у которого слово и музыка были объединены неразрывно. В то время, когда власть в Италии захватил Муссолини, Э. Монтале, не желая прислуживать диктаторскому режиму, вместе с Д. Унгаретти и С. Квазимодо основали направление герметизм. Это была форма их борьбы, сконцентрированность на внутреннем мире человека, в его глубинном и тайном "я". Много же творцов стали воспевать "новый Рим" и политику фашизма, антигуманные идеи и шовинизм.

Именно на эти годы приходится активность появления поэтических публикаций в газетах и журналах молодого поэта. Э. Монтале стал известным благодаря прекрасной статье о своем соотечественнике, авторе многих романов Итало Свево (1925). В этом же году вышла первая поэтическая книга Э. Монтале "Панцири каракатиц". Критики назвали его "поэтом отчаяния". Это лирико-субъективный сказ, в котором поэт выступил исключительно от первого лица и не вышел за пределы лигурийского микрокосмоса своих юных лет... Это изображения другой реальности, которая возникает из подсознания или из глубин памяти.

Переехав в 1927 г. из Генуи в Флоренцию, Монтале работал директором библиотеки (уволенный в 1938 г. за отказ вступить в фашистскую партию), сотрудничал с журналами "Солариа" и "Леттература". Под влиянием жизни в Флоренции написал книгу "Обстоятельства" (1939), где одной из главных тем была любовь, но также ощущалось негативное отношение к фашизму. Эту книжку особенно тепло восприняла итальянская молодежь. В дальнейшем, лишенный работы, Э. Монтале много переводил. В. Шекспир, Ю. О'Нил, Т. С. Элиот, В. Б. Йитс, Дж. Джойс были его любимыми авторами (еще юношей Монтале самостоятельно выучил английский, французский и испанский языки).

Цикл стихов "Финистерре" был написан в 1940- 1942 гг. и вышел в 1943 г. в Швейцарии. Хотя война присутствовала в нем, по словам Монтале, лишь как "отблеск" тех страшных событий, но уже в самом названии сборника просматривалась неумолимая трагическая реальность войны, боль и отчаяние поэта. Финистерре — название городка, Финис Терре — конец и гибель земли. Цикл позже вошел в книгу "Буря и другое" (1956), где главными были общественные и лирические мотивы. Тогда он работал в газете "Коррьера делла сэра" (1948-1968) музыкальным критиком и журналистом-обозревателем. И в этом же 1956 г. вышла книжка прозы "Динарская бабочка", которая неоднократно переиздавалась, каждый раз увеличиваясь в объеме. Это новеллы-воспоминания, близкие к стихам в прозе. Проблеме "фашизм и литература" и участию художника в тогдашней жизни общества посвященная книга статей "Аутодафе. Хроника двух эпох" (1966). Третья — "Вне дома" (1969) — посвящена упоминаниям об осуществленных путешествиях поэта.

Поэтические сборники "Сатура" (1971), "Дневники 71-го и 72-го", и особенно "Тетрадь за четыре года" (1977), уже не имели и следа герметизма. "Стеклянный колпак", под которым были творцы в года фашизма, был сброшен, перед нами возникал "мудрый мужчина, потому что познал другие, вечные ценности". В творчестве Э. Монтале появились неприсущие ему нотки юмора, тонкой иронии, иногда даже гротеска. Он начал резко выступать против коммерциализации культуры и модернизации религии ("С телеэкрана Иисус на кресте заливался, будто тенор..."), сочувствовал жертвам "красного террора" в Италии. Все, что происходило вокруг, он сравнивал с системой высших духовных ценностей человечества. Сам же Монтале писал, что предназначение поэта — "соотнести, и как можно точнее, ярко и оригинально, свои стихи с внутренним опытом". Заметив когда-то, что "нет большой поэзии без больших душ", он был именно той большой душой, которая, пройдя сквозь ад фашизма, не запятнала себя никаким неискренним словом или негодным поступком.

В 1975 г. Э. Монтале был отмечен Нобелевской премией "за выдающиеся достижения в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без иллюзий, взгляда на жизнь". При вручении прозвучали слова о "глобальном пессимизме" поэта, да и лекция его называлась "Может ли еще существовать поэзия?". Но мир знает, что Э. Монтале был в числе тех немногих, которые стали мостом над двумя берегами итальянской поэзии, — старой и современной, и фашизм не прервал духовной связи веков.

Умер Э. Монтале 12 сентября 1981 г. в г. Милане.