![]() |
Нобелевская премия по литературе
1975 |
Эудженио
Монтале
(1896-1981)
За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Итальянский поэт и эссеист Эудженио Монтале родился 12 октября 1896 г. в Генуе
в семье коммерсанта. Болезненный мальчик часто пропускал уроки, с 14 лет учился
самостоятельно, много читал, в частности и философские произведения. Поняв, что
коммерсантом он не будет, Монтале занимался пением и музыкой. В годы Первой мировой
войны воевал офицером пехоты на австрийском фронте и после демобилизации полностью
посвятил себя литературе.
В туринском журнале "Примо темпо" в 1922 г. был напечатан цикл поэзий
"Аккорды. Чувства и фантазии подростка", который удостоверил рождение
нового поэта, у которого слово и музыка были объединены неразрывно. В то время,
когда власть в Италии захватил Муссолини, Э. Монтале, не желая прислуживать диктаторскому
режиму, вместе с Д. Унгаретти и С. Квазимодо основали направление герметизм. Это
была форма их борьбы, сконцентрированность на внутреннем мире человека, в его
глубинном и тайном "я". Много же творцов стали воспевать "новый
Рим" и политику фашизма, антигуманные идеи и шовинизм.
Именно на эти годы приходится активность появления поэтических публикаций в газетах
и журналах молодого поэта. Э. Монтале стал известным благодаря прекрасной статье
о своем соотечественнике, авторе многих романов Итало Свево (1925). В этом же
году вышла первая поэтическая книга Э. Монтале "Панцири каракатиц".
Критики назвали его "поэтом отчаяния". Это лирико-субъективный сказ,
в котором поэт выступил исключительно от первого лица и не вышел за пределы лигурийского
микрокосмоса своих юных лет... Это изображения другой реальности, которая возникает
из подсознания или из глубин памяти.
Переехав в 1927 г. из Генуи в Флоренцию, Монтале работал директором библиотеки
(уволенный в 1938 г. за отказ вступить в фашистскую партию), сотрудничал с журналами
"Солариа" и "Леттература". Под влиянием жизни в Флоренции написал книгу "Обстоятельства"
(1939), где одной из главных тем была любовь, но также ощущалось негативное отношение
к фашизму. Эту книжку особенно тепло восприняла итальянская молодежь. В дальнейшем,
лишенный работы, Э. Монтале много переводил. В. Шекспир, Ю. О'Нил, Т. С. Элиот,
В. Б. Йитс, Дж. Джойс были его любимыми авторами (еще юношей Монтале самостоятельно
выучил английский, французский и испанский языки).
Цикл стихов "Финистерре" был написан в 1940- 1942 гг. и вышел в 1943
г. в Швейцарии. Хотя война присутствовала в нем, по словам Монтале, лишь как "отблеск"
тех страшных событий, но уже в самом названии сборника просматривалась неумолимая
трагическая реальность войны, боль и отчаяние поэта. Финистерре — название городка,
Финис Терре — конец и гибель земли. Цикл позже вошел в книгу "Буря и другое"
(1956), где главными были общественные и лирические мотивы. Тогда он работал в
газете "Коррьера делла сэра" (1948-1968) музыкальным критиком и журналистом-обозревателем.
И в этом же 1956 г. вышла книжка прозы "Динарская бабочка", которая
неоднократно переиздавалась, каждый раз увеличиваясь в объеме. Это новеллы-воспоминания,
близкие к стихам в прозе. Проблеме "фашизм и литература" и участию художника
в тогдашней жизни общества посвященная книга статей "Аутодафе. Хроника двух
эпох" (1966). Третья — "Вне дома" (1969) — посвящена упоминаниям
об осуществленных путешествиях поэта.
Поэтические сборники "Сатура" (1971), "Дневники 71-го и 72-го",
и особенно "Тетрадь за четыре года" (1977), уже не имели и следа герметизма.
"Стеклянный колпак", под которым были творцы в года фашизма, был сброшен,
перед нами возникал "мудрый мужчина, потому что познал другие, вечные ценности".
В творчестве Э. Монтале появились неприсущие ему нотки юмора, тонкой иронии, иногда
даже гротеска. Он начал резко выступать против коммерциализации культуры и модернизации
религии ("С телеэкрана Иисус на кресте заливался, будто тенор..."),
сочувствовал жертвам "красного террора" в Италии. Все, что происходило
вокруг, он сравнивал с системой высших духовных ценностей человечества. Сам же
Монтале писал, что предназначение поэта — "соотнести, и как можно точнее,
ярко и оригинально, свои стихи с внутренним опытом". Заметив когда-то, что
"нет большой поэзии без больших душ", он был именно той большой душой,
которая, пройдя сквозь ад фашизма, не запятнала себя никаким неискренним словом
или негодным поступком.
В 1975 г. Э. Монтале был отмечен Нобелевской премией "за выдающиеся достижения
в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без
иллюзий, взгляда на жизнь". При вручении прозвучали слова о "глобальном
пессимизме" поэта, да и лекция его называлась "Может ли еще существовать
поэзия?". Но мир знает, что Э. Монтале был в числе тех немногих, которые
стали мостом над двумя берегами итальянской поэзии, — старой и современной, и
фашизм не прервал духовной связи веков.
Умер Э. Монтале 12 сентября 1981 г. в г. Милане.