Кэндзабуро Оэ | Нобелевская премия по литературе  1994 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1994

Кэндзабуро Оэ
(1935)
За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея





Японский писатель Кендзабуро Оэ родился 31 января 1935 г. в маленьком горном селе Эхиме на острове Сикоку. Еще в 15-летнем возрасте он составил и издал хрестоматию произведений Ф. Достоевского. В 1954 г. вступил в Токийский университет на отделение французской литературы. Оэ дебютировал рассказом "Чудная работа" (1957), где описал жизнь студента, который подрабатывает на собачьей живодерне. Рассказ "Превосходство мертвых" (1957) — весьма критическое относительно своих земляков произведение. Крестьяне с рабской покорностью терпят издевательства солдат американской оккупационной армии. Этой же теме, но с трагическим финалом, посвящен рассказ "Неожиданная немота" (1957) .

Актуальность проблематики, пластический психологический стиль молодого автора были замечены и в следующем году вышла из печати повесть "Содержание скота" (1958). Она была отмечена наивысшей литературной премией Акутагавы. Так стремительно, в 23 года, Оэ вошел в литературу. Повесть была написана пером зрелого мастера, жестокость крестьян, которые убивают раненного солдата-негра, чтобы не кормить его, изображенная целиком в стиле Ф. Достоевского. Кстати, второго солдата, латиноамериканца, они оставили живым, потому что он чуточку похожий внешне на них, японцев. Как рассказывал Оэ, это была копия молодого Маркеса.

Творчество Оэ сложное для классического литературоведческого прочтения. Выросло оно на всем контексте духовной и материальной культуры Японии и одновременно находится под двумя сильными влияниями. Первое — российская литература, особенно Ф. Достоевский. К. Оэ еще лет двадцать назад сознался в интервью, что "Братьев Карамазовых" перечитал 12 раз. С другой стороны — французская экзистенциальная традиция (темой его работы стало творчество Ж.-П. Сартра). К тому же большое влияние на Оэ имели работы В. Шкловського и Ю. Лотмана, что он неоднократно подчеркивал. Но все же, "Подросток" Ф. Достоевского стал для Оэ образцом, потому что почти все его произведения — о молодежи.

Символическими стали названия первых романов Оэ "Семнадцатилетние" и "Опоздавшая молодежь" (1962). Подростки, эвакуированные в горный поселок, создают свою общину, которую потом удручили взрослые. Лишь один из них убегает в лес, лишь бы не остаться в страшном мире людей. Это сюжет первого романа. А вот "Опоздавшая молодежь" стал для Оэ наиболее автобиографическим произведением. Для героя были стали потрясением слова курсанта, который приехал в село и сказал, что война заканчивается и он не сможет на нее попасть. Это коллективный портрет одураченной молодежи послевоенного поколения. "Воспитанный как и автор, в милитаристском духе, герой считает себя одураченным взрослыми, которые обещали беспрерывную вечную войну. Он опоздал на войну, которая закончилась стыдом для Японии, опоздал умереть за императора...

Горечь финала принуждает задуматься о том, что по-настоящему свободными и счастливыми есть дети и птицы". Измена своих идеалов, духовная деградация молодежи, старание любыми средствами сделать карьеру - вот путь юных, которые "опоздали".

Роман "Сексуальный человек" (1963) - рассказ о еще одном пути бегства от себя, путь тех, что опоздали. Это путь замены духовного становления молодого человека бегством в секс.

Роман "Личный опыт" (1964) явил нового Оэ. После Хиросимы в семье героя рождается мальчик — и главный герой хочет от него отказаться, отдать в клинику, чтобы иметь возможность путешествовать по миру. Но родительское начало победило, и он забирает сына домой и борется за его жизнь. Нужно заметить, что в этом романе проявилась и личная трагедия К. Оэ, больной сын которого стал потом праобразом многих героев произведений.

Выход романа "Футбол 1860 года" стал событием всеяпонского масштаба. За 1967 год произведение выдержало 11 изданий и получило премию Танидзаки. Это роман довольно тяжелый, потому что события сегодняшние проецируются в прошлое, соотносятся с ними. Современное и традиционное – которое вобрала в себя и переосмыслила современность, то, что является истинно японской традицией и что, главное, в каком виде пришло в современную Японию с прошлого столетия, не чужое ли современному традиционному, а если и противоречит, то в чем", — вот главные проблемы произведения. Судьбы двух братьев — беспринципного карьериста, вожака молодежи, которая ему равнодушна, пассивного споглядателя, которого совсем "не касается" окружающий мир, — в центре этого романа.
"Объяли меня воды до души моей" (1973) — роман о молодежи, которая противопоставила себя обществу. "Воды потопа дошли нам до груди", — писал К. Оэ. Герой произведения с неизлечимо больным сыном прячутся от мира в атомное хранилище, он хочет служить деревьям и китам как основе жизни.

Еще трагичнее стали последующие произведения писателя. "Записки пинчраннера" (1976) — рассказ о физике, который получил большую дозу облучения, и о его умственно отсталом сыне. Отец вдруг стал на двадцать лет старше. Это — действие космической воли, потому что они должны спасти человечество... Следующий, сложнейший роман К. Оэ "Игры современников" (1979) написан на материале тысячелетней истории, поставил проблемы создания и разрушения. В центре село-государство-микрокосм. Сам же роман – реальный и ирреальный, мифологический и реалистический, иронический и трагический...

К. Оэ заявил: "Мои романы всегда были очень личными. Мне всегда хотелось выразить себя, вынуть из себя все, что там есть. Мы, японцы, очень углублены в собственное "я", замкнуты в нем, а надо выходить за пределы собственного мира, личностное должно быть связано с общественным. Во всех произведениях я изучаю проблему насилия". Оэ автор публицистических "Хиросимских записок" (1965), "Записок об Окинаве" (1967), статей "О чем мы должны помнить", "Эразм ядерного столетия", "Японцы ядерного возраста и идентификация", трилогии "Пылающее зеленое дерево" (1993-1995).

В 1994 г. К. Оэ был удостоен Нобелевской премии "за создание воображаемого мира, который объединяет реальность и миф". Его произведения — одни из самых существенных среди тех, что имеют антиутопическую тенденцию в мировой литературе.