Нобелевская премия по литературе  1999

Гюнтер Грасс
(1927-2015)
За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея Нобелевская речь





Еще в 1972 году, когда Генрих Бёлль узнал, что награжден Нобелевской премией, его первой реакцией был вопрос: "А почему не Гюнтер Грасс?" Так уже тогда (и не один Бёлль) оценивали творчество Г. Грасса.

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 г. в г. Данциге, ныне Гданск. О его нацистских убеждениях в юном возрасте мы ничего не знаем — известно лишь, что он был в гитлерюгенде и принимал участие в боях против советских войск. Он видел, как снаряды разрывали на куски тела его ровесников и намного старших мужчин, потому что в одном окопе были и такие, как он, семнадцатилетние, и шестидесятилетние. Тогда будущему писателю повезло — их перекинули на Западный фронт, а потом он попал в плен к американцам. И пришло прозрение относительно нацизма.

После войны он сначала работал на ферме, со временем каменщиком. Именно эта профессия дала толчок к изучению скульптуры. Потом было обучение в Академии искусств в Дюссельдорфе и Берлине. А в 1956-1959 гг. зарабатывал на жизнь как скульптор, график и писатель — сперва в Париже, потом в Берлине.

Литературный дебют Г. Грасса состоялся в 1955 г., когда впервые выступил с чтением своих произведений на собрании литературного объединения "Группа 47". Кстати, он один из прозаиков, который иллюстрировал свои книги. Сначала выходили сборники поэзий, первой из которых была " Соблазны охоты на ветер" (1956).

В 1959 г. в мир вышел роман "Жестяной барабан" и Г. Грасс стал известным во всем мире. Мирового признания приобрел и фильм Фолькера Шлендорфа, поставленный за этим романом. Вместе со следующими произведениями "Кошка и мышь" (1961) и "Собачьи годы" (1963) это произведение создало знаменитую данцигскую трилогию.

Произведение называли аллегорическим и рефлексирующим на наиболее болезненные темы послевоенного поколения немцев. Действительно, это роман о данцигском мальчике, который в трехлетнем возрасте решил перестать расти — будто символ истории Германии под властью Гитлера. В своей Нобелевской лекции Грасс говорил, что "еще в молодые годы зазубрил, что книги могут высвободить злость и ненависть. Все, что я из любви приписывал своей стране, многими трактовалось как загрязнения гнезда. С того времени я стал противоречивым". Специфику своего творчества Грасс охарактеризовал так: "Мои корни, о чем вы уже могли узнать из моих книжек, — в мавританско-испанской школе мошеннического романа. Его моделью, пронесенной через возрасты, есть борьба с ветряными мельницами. Такой роман питается комизмом неудач. Его шутки описуют столбы власти, пилят сучок, на котором она сидит, и в то самое время осознают, что не могут ни развалить храм, ни перекинуть трон". Вообще же писатель, по его словам, это тот, кто противится исчезновению времени.
В своей жизни Г. Грасс отдал дань и политике. В начале 1960-х лет он принимал участие в избирательной кампании социал-демократа Вилли Брандта. Писатель даже писал ему речи вплоть до 1992 г., когда эта партия поддержала консервативное правительство Гельмута Коля в вопросе относительно политического убежища.

Вообще свои политические взгляды Г. Грасс освещал в романах — в его активе есть произведение (1953) о подавлении рабочих выступлений в Восточном Берлине. Потом защищал своего друга Салмана Рушди; выступил против притеснений эмигрантов в Германии, был резко против объединения Германии, поддержал немецкое участие в натовских бомбардировках Косово...

И главное — творчество. В романе "Под местным наркозом" (1969) речь идет об ответственности интеллектуала перед обществом. "Из дневника улитки" (1972) — это произведение, в котором прошлое и настоящее переплетаются на многих уровнях, иногда протекают параллельно. Острые дебаты вызвал роман "Широкое поле" (1995), где в центре было падение берлинской стены и крах коммунистической системы. Кое-кто из критиков даже назвал произведение полным провалом. Там изображена история жителя Восточного Берлина Тео Вуттке, который родился в 1919 г., жил в Веймарской республике, нацистском "третьем рейхе", ГДР, потом в объединенной Германии. Тео — учитель истории, и потому в романе есть экскурсы вплоть до 1848 г. Особенно интересной стала книга "Мое столетие" (1999), которая состоит из ста разделов, каждый из которых посвящен одному из годов столетия, которое минуло. Рассказчики — воображаемые авторы этих новелл — рассказывают как о значащих событиях, так и об эпизодах со своей жизни, которые стали определяющими.

В 1983-1986 гг. Грасс был президентом Берлинской академии искусств, награжден многочисленными премиями, его избрано почетным доктором нескольких университетов, в том числе Гарвардского. Он дважды был женат и имеет по четверо детей от каждой жены.
Шведская академия заявила, что предоставила Нобелевскую премию Грассу, потому что "его шаловливые черные басни воссоздают забытое лицо истории. Он принес в немецкую литературу новую жизнь после десятилетий лингвистического и морального уничтожения". Как заметили на церемонии вручения, Г. Грасс "изобретательно, пародийно, почти сюрреалистично подает пережитые события, влияя как на целое поколение авторов, так и на политическое настроение наций".

В 2006 г. вышла книга воспоминаний Г. Грасса "Луковица памяти", где он рассказал, что в юности служил в войсках СС. Это было настоящим шоком для читателей, и кое-кто из немецких писателей и писателей мира посоветовали Грассу возвратить Нобелевскую медаль и диплом назад в Шведский Нобелевский комитет.

Последний роман Грасса "Слова Гриммов" вышел в 2010 году. Он повествует о жизни известных сказочников братьев Вильгельма и Якоба Гриммов.

В 2012 году Грасс спровоцировал полемику своим скандальным стихотворением "То, о чем должно быть сказано", которое 4 апреля было опубликовано в ряде европейских газет. В стихотворении писатель критикует политику Израиля в отношении Ирана, а также запланированные поставки подводных лодок из Германии в Израиль. Публикация вызвала колоссальную волну критики, в результате Израиль запретил писателю въезд в страну, а в Германии политики и СМИ обвинили Грасса в антисемитизме.

После 2013 года литератор несколько раз говорил о проблемах со здоровьем, связанных с возрастными изменениями. В январе 2014 года он рассказал, что перестает писать книги и посвящает все свободное время занятиям рисунком и акварельной живописью. В последние годы писатель жил и работал в Любеке на севере Германии.

Гюнтер Грасс скончался 13 апреля 2015 года в Любеке в возрасте 87 лет.