![]() |
Нобелевская премия по литературе
2001 |
Видиадхар
Найпол
(1932)
За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято |
Биография | Библиография | Фотогалерея | Нобелевская речь |
Видиадхар Сураджпрасад Найпол за происхождением индиец, он до 18 лет жил на острове Тринидад в Карибском бассейне, а со времени вступления на первый курс Оксфордского университета и по сей день живет в Англии. Он стал лауреатом Нобелевской премии с литературы именно в день столетия от ее первого вручения.
Родился Видиадхар Найпол 18 августа 1932 г. в городе Порт-оф-Спейн, который с 1962 г. после провозглашения независимости стал столицей государства Тринидад и Тобаго. Его дед, который переехал сюда с Индии, принадлежал к высшей касте браминов; семья была средних достатков. В 18 лет В. Найпол поехал на обучение в Англию, где уже студентом выступил как литературный критик и пробовал писать прозу. По окончании университета В. Найпол примерно год работал внештатным сотрудником Карибской редакции Би-Би-Си. Еще студентом он начал писать своеобразный "репортаж о детстве" — цикл очерков "Улица Мигель". Вспоминая, как маленьким он ощущал себя индуистом, В. Найпол изображает уникальный за своей неповторимостью и многообразием религий, наций и культур мир окраины большого города. Замечательная память и впечатляющая наблюдательность в каждом произведении - от дебюта и по сей день - одна из присущих черт его творчества.
Четыре года ждал автор выхода этой книги. Ведь писал, как со временем сам сознался, не веря в успех. "Улица Мигель" получила престижную премию Сомерсета Моэма, следующее произведение — роман "Таинственный массажист" (1957) — премию Ллевелина Райса. Вышла также повесть "Голосует Эльвира" (1958). И настоящий успех пришел в 1961 г. после выхода романа "Дом для мистера Бисваса", в основе которого были воспоминания об отце — журналиста. Еще до тридцати лет В. Найпол стал известным в мире — его "Дом для мистера Бисваса" перевели на несколько языков. В центре его внимания — люди и страны, которые только что освободились от колониальной зависимости. Одним из таких произведений и стала сатирическая повесть "Флаг над островом" (1967). Автор был и является весьма скромным. Он искренне сознается: "Пути моего воображения, процесс творчества остаются для меня тайной. За все фальшивое, за все, что не срабатывало и должно быть отброшено, как я сам ощущал, я один несу ответственность. И я был орудием, когда возникало то, что было правильным". Это — из "Пролога к автобиографии", который вышел в 1983 г. в Лондоне. Это блестящее произведение экстраполируется на каждое государство, которое стало независимым. Флаг другой — а другим ли стало само государство, или другими стали его жители? Здесь показано формирование "нового диалекта" независимого острова. Зримо изображены старания создания "новой культуры". И самое страшное, что жители уже независимого острова ждут урагана, который бы "сдул все к черту". Это фатальный мотив произведения. Уже свободные жители острова в подсознании остаются рабами. Экс-метрополия продолжает утискать их, но уже более "цивилизованно" — через культуру, информационное поле, оставляя все на том же " грязе-болотном уровне". Следует подчеркнуть, что и дальнейшие произведения В. Найпола посвящены именно этому животрепещущему вопросу второй половины XX века — неоколониализму.
Мучительный разрыв с метрополией и ее культурой, часто бескультурный поиск своей самоидентификации лежит в основе большинства произведений В. Найпола. Писатель со временем отправился в Индию, на свою прародину, посетил село, где жил его дед. Книги "Зона мрака" (1964) и "Индия — раненная цивилизация" (1977) дали миру свидетельства о культурных процессах, которые происходят там. Но наиболее "интеллектуальным", за оценкой критиков, стало произведение "Извилины реки" (1979). В нем описывается судьба юноши индийского происхождения и мусульманского вероисповедания, который живет на востоке Африки. Мир анархии, который наступил уже в независимом государстве, это проекция на много нынешних "независимых" государств. Но когда самого автора упрекают в евроцентризме, он резко протестует: "Только люди которые не понимают истинной исторической перспективы могут приписать мне идею, что я хочу, чтобы все стали похожими на европейцев. Мое видение мира совсем другое". Он болезненно ощущает свое собственное раздвоение, свою трагедию – оставаться между несколькими мирами. И поэтому в его произведениях возникает тема раздвоения национальной элиты освобожденных от колониализма.
В последнее время В. Найпол много путешествует. Его книги "Среди верующих" (1981), "Дорога в мир" (1994) и особенно "Свыше меры" (1988) — это не просто дорожные заметки с вкраплением воспоминаний и раздумий. Это, часто с горечью, анализ нынешнего бытия нашей планеты, которая из войн локальных между государствами переходит к глобальным войнам между цивилизациями.
После известных трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, присуждение Нобелевской премии В. Найполу многие восприняли как политизированную акцию. Действительно, писатель писал о мусульманском фундаментализме, имперских амбициях ислама. Даже книга "Свыше меры" имеет в некоторых переводах название "Верующие в крайности", потому что там обрисовано Иран времен Хомейни, ислам в Пакистане, Малайзии и Индонезии. Все это так, но еще в 1989 г. о нем писали как о предполагаемом лауреате Нобелевской премии, а английский критик В. С. Принчетт назвал его величайшим из ныне живущих в мире англоязычных прозаиков.
При объявлении присуждения Шведской академией Нобелевской премии всегда озвучивают резюме — афористический вывод комиссии. Относительно В. Найпола было сказано, что премия присуждается "за тонкое повествовательное мастерство и непоколебимую честность в произведениях, которые заставляют читателя задуматься о существовании угнетенных культур". Сам лауреат сказал, что для него это была очень неожиданная награда, большая честь для Англии, настоящей родины и для Индии, родины его предков. Достойные слова для лауреата Нобелевской премии, автора 24 книжек, переведенных на десятки языков мира.