Видиадхар Найпол | Нобелевская премия по литературе  2001 | Биография
Нобелевская премия по литературе  2001

Видиадхар Найпол
(1932)
За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято
Биография Библиография Фотогалерея Нобелевская речь





Видиадхар Сураджпрасад Найпол за происхождением индиец, он до 18 лет жил на острове Тринидад в Карибском бассейне, а со времени вступления на первый курс Оксфордского университета и по сей день живет в Англии. Он стал лауреатом Нобелевской премии с литературы именно в день столетия от ее первого вручения.

Родился Видиадхар Найпол 18 августа 1932 г. в городе Порт-оф-Спейн, который с 1962 г. после провозглашения независимости стал столицей государства Тринидад и Тобаго. Его дед, который переехал сюда с Индии, принадлежал к высшей касте браминов; семья была средних достатков. В 18 лет В. Найпол поехал на обучение в Англию, где уже студентом выступил как литературный критик и пробовал писать прозу. По окончании университета В. Найпол примерно год работал внештатным сотрудником Карибской редакции Би-Би-Си. Еще студентом он начал писать своеобразный "репортаж о детстве" — цикл очерков "Улица Мигель". Вспоминая, как маленьким он ощущал себя индуистом, В. Найпол изображает уникальный за своей неповторимостью и многообразием религий, наций и культур мир окраины большого города. Замечательная память и впечатляющая наблюдательность в каждом произведении - от дебюта и по сей день - одна из присущих черт его творчества.

Четыре года ждал автор выхода этой книги. Ведь писал, как со временем сам сознался, не веря в успех. "Улица Мигель" получила престижную премию Сомерсета Моэма, следующее произведение — роман "Таинственный массажист" (1957) — премию Ллевелина Райса. Вышла также повесть "Голосует Эльвира" (1958). И настоящий успех пришел в 1961 г. после выхода романа "Дом для мистера Бисваса", в основе которого были воспоминания об отце — журналиста. Еще до тридцати лет В. Найпол стал известным в мире — его "Дом для мистера Бисваса" перевели на несколько языков. В центре его внимания — люди и страны, которые только что освободились от колониальной зависимости. Одним из таких произведений и стала сатирическая повесть "Флаг над островом" (1967). Автор был и является весьма скромным. Он искренне сознается: "Пути моего воображения, процесс творчества остаются для меня тайной. За все фальшивое, за все, что не срабатывало и должно быть отброшено, как я сам ощущал, я один несу ответственность. И я был орудием, когда возникало то, что было правильным". Это — из "Пролога к автобиографии", который вышел в 1983 г. в Лондоне. Это блестящее произведение экстраполируется на каждое государство, которое стало независимым. Флаг другой — а другим ли стало само государство, или другими стали его жители? Здесь показано формирование "нового диалекта" независимого острова. Зримо изображены старания создания "новой культуры". И самое страшное, что жители уже независимого острова ждут урагана, который бы "сдул все к черту". Это фатальный мотив произведения. Уже свободные жители острова в подсознании остаются рабами. Экс-метрополия продолжает утискать их, но уже более "цивилизованно" — через культуру, информационное поле, оставляя все на том же " грязе-болотном уровне". Следует подчеркнуть, что и дальнейшие произведения В. Найпола посвящены именно этому животрепещущему вопросу второй половины XX века — неоколониализму.

Мучительный разрыв с метрополией и ее культурой, часто бескультурный поиск своей самоидентификации лежит в основе большинства произведений В. Найпола. Писатель со временем отправился в Индию, на свою прародину, посетил село, где жил его дед. Книги "Зона мрака" (1964) и "Индия — раненная цивилизация" (1977) дали миру свидетельства о культурных процессах, которые происходят там. Но наиболее "интеллектуальным", за оценкой критиков, стало произведение "Извилины реки" (1979). В нем описывается судьба юноши индийского происхождения и мусульманского вероисповедания, который живет на востоке Африки. Мир анархии, который наступил уже в независимом государстве, это проекция на много нынешних "независимых" государств. Но когда самого автора упрекают в евроцентризме, он резко протестует: "Только люди которые не понимают истинной исторической перспективы могут приписать мне идею, что я хочу, чтобы все стали похожими на европейцев. Мое видение мира совсем другое". Он болезненно ощущает свое собственное раздвоение, свою трагедию – оставаться между несколькими мирами. И поэтому в его произведениях возникает тема раздвоения национальной элиты освобожденных от колониализма.

В последнее время В. Найпол много путешествует. Его книги "Среди верующих" (1981), "Дорога в мир" (1994) и особенно "Свыше меры" (1988) — это не просто дорожные заметки с вкраплением воспоминаний и раздумий. Это, часто с горечью, анализ нынешнего бытия нашей планеты, которая из войн локальных между государствами переходит к глобальным войнам между цивилизациями.

После известных трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, присуждение Нобелевской премии В. Найполу многие восприняли как политизированную акцию. Действительно, писатель писал о мусульманском фундаментализме, имперских амбициях ислама. Даже книга "Свыше меры" имеет в некоторых переводах название "Верующие в крайности", потому что там обрисовано Иран времен Хомейни, ислам в Пакистане, Малайзии и Индонезии. Все это так, но еще в 1989 г. о нем писали как о предполагаемом лауреате Нобелевской премии, а английский критик В. С. Принчетт назвал его величайшим из ныне живущих в мире англоязычных прозаиков.

При объявлении присуждения Шведской академией Нобелевской премии всегда озвучивают резюме — афористический вывод комиссии. Относительно В. Найпола было сказано, что премия присуждается "за тонкое повествовательное мастерство и непоколебимую честность в произведениях, которые заставляют читателя задуматься о существовании угнетенных культур". Сам лауреат сказал, что для него это была очень неожиданная награда, большая честь для Англии, настоящей родины и для Индии, родины его предков. Достойные слова для лауреата Нобелевской премии, автора 24 книжек, переведенных на десятки языков мира.


Резиновый коврик в ванную для детей
Комплекты ковриков для ванны найдите у нас на сайте с удобным поиском
aryahome.ru